План-конспект 4-го занятия PDF Печать E-mail
11.01.2012 07:39

Четвёртое занятие.

Православие о человеке. Чтобы изменить свою жизнь, надо изменить себя. Дневник - средство для духовной работы и изменения своего сознания.

Тема занятия: Православие о человеке. Чтобы изменить свою жизнь, надо изменить себя. Дневник - средство для духовной работы и изменения своего сознания.

Цель занятия: Дать слушателям достаточно полное представление о человеке, о его предназначении, смысле и цели его жизни с точки зрения православного вероучения.

Подробно объяснить слушателям, что дневник – главное средство, инструмент, с помощью которого они могут совершать необходимую духовную работу по изменению своего сознания и всей своей жизни.

 

В лекции на основе Священного писания показывается, что человек – есть высшее творение Божие, Его образ и Его подобие, соединяющее в себе мир видимый и невидимый. Рассказывается о самом акте творения, о трёх ипостасях человека – духе, душе и теле, о жизни духовной, душевной и телесной, о недугах духа, души и тела, и их главной причине. О воле Божией и воле человеческой. О свободе человеческой воли и свободе выбора.

На примере видимого материального мира и действующих в нём (установленных Создателем этого мира) объективных законов слушателям даётся понятие о том, что и невидимый мир живёт и существует по своим, действующим в нём объективным законам. Человек живёт одновременно в двух мирах, подчинён установленным Богом закономерностям этих миров, следовательно, вынужден учитывать существование этих, не зависящих от него законов, и выстраивать свою жизнь в соответствии с ними. Как? В помощь людям, чтобы они по незнанию не погибли от действия этих закономерностей, Бог дал через Своего пророка десять Заповедей Закона, которые показывают, как нужно жить человеку, чтобы не вступать в противоречие с законами духовного мира. Зачитываются десять заповедей Закона Божьего.

Далее делается вывод: знает человек или не знает, верит или не верит, признаёт или отрицает, это не влияет на существующие в мире закономерности, которые действуют непреложно; всякое нарушение их человеком, будет иметь последствия.

Затем разговор идёт о жизни временной – земной и жизни вечной, о бессмертии души, о призвании и неосознанном стремлении человека к любви, радости и блаженству. Об истинной любви, радости и блаженстве, которые человек может получить только от Бога и в единении с Богом. О том, как неосознанное стремление к этому состоянию и желание получить его без Бога и вне Бога приводят человека к жизненным катастрофам, к духовному порабощению демоническими силами.

После этого делается акцент на том, как характер земной жизни человека, духовное состояние его души на момент перехода в жизнь вечную, может влиять и определять его вечную участь. Об истинных цели и смысле земной жизни человека и как их человек может достигать. Что значит погубить душу, спасти её? Церковь – корабль спасения.

После перерыва и трапезы раскрывается вторая часть темы.

Рассказывается о берущей своё начало с древнейших времён практике ведения дневников и дневниковых записей. О ведении дневников очень многими известными людьми. О том, что такая регулярная работа позволяет человеку наблюдать за собой, как бы со стороны, оценивать себя, фиксируя на бумаге события жизни и свои мысли, желания, намечаемые планы, постановленные цели,  постоянно отслеживать изменения и вносить коррективы. Такая регулярная работа научает ответственности, внутренней и внешней самодисциплине, мотивирует постоянно бодрствовать сознанием.

Далее приводятся из Евангелия слова Христа Спасителя Своим ученикам:

«Делающий грех - раб греха», «Трезвитесь и бодрствуйте!» и «Господствуйте над

грехом!». А также слова наставлений Его учеников, которые, следуя воле Господа, достигли святой праведной жизни.

Святой Антоний Великий: "Пусть каждый из вас замечает и записывает свои поступки и душевные движения... если так будем записывать…,  легче соблюдем себя от нечистых помыслов… придём в состояние порабощать тело своё, угождать Господу и попирать козни врага". (Добротолюбие, т.1. С.23)

"Великое пособие к тому, чтобы не грешить и на другой день не впадать опять в то же, - говорит Василий Великий, - есть по окончании дня подвергать суду совести себя самих и всё своё... Такое разбирательство каждодневное освещает и то, что бывает у нас каждочасно" (Преп. Исихий Иерусалимский; Добротолюбие, т. 2).

"Это, - замечает святой Иоанн Кассиан, - самая мудрая школа рассудительности, в которой научаются добре рассуждать о достодолжном даже и такие, которые не имеют особой к сему способности." (Добротолюбие, т.2).

Отмечается для слушателей, что называя имя греха, предавая его письму, человек ставит его пред собой -"яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавое перед Тобою сотворих" (Пс.50) - так как

осознать грех - подвиг, а записать его - тут уже сознательный поворот к Богу, смирение, чувство связи и зависимости; кроме того, очень важно само проговаривание, записывание, чтение, общение при ведении дневника.  Дневник  - это письма к Богу, беседа с совестью.

Далее делается заключение, что Церковь от самого основания  использует  это мощное средство - ведение духовных дневников - которое научает рассуждению, трезвению и бодрствованию, помогает избавлению от пороков и ограждению от греха. А  методика, применяемая на курсах, полностью соответствует тысячелетней внутрицерковной покаянной практике, традициям и опыту Церкви.

Записывается вывод, что дневник – главное средство, инструмент, с помощью которого человек может совершать необходимую духовную работу по изменению своего сознания и всей своей жизни. Что именно по этой духовной работе, ведущей к осознанию греха и покаянию, подаётся Божия помощь для избавлении от зависимости и духовного порабощения. Делается напоминание и предупреждение, что одно только слушание лекций без этой духовной работы не принесёт желаемого результата.

Затем на примере нескольких уже проверенных дневников разбираются характерные ошибки, которых нужно избегать. Даются подробные пояснения по всем вопросам дневника и под запись рекомендации по ответам на них.

Домашнее задание для избавляющихся от табачной зависимости –

  • ни в коем случае не возобновлять привычного курения!
  • только отравляться согласно Инструкции по разрушению табачной СПП.
  • продолжать записывать в блокнотик свои действия и ощущения.
  • показать записи за прошедший день преподавателю во время перерыва.

Домашнее задание для всех (выполняется перед сном) – духовная работа над своим сознанием с помощью дневника. После окончания работы сразу же лечь спать.

Тем, кто читает вечернее молитвенное правило, необходимо помолиться до  работы над дневником.

 
Баннер
Баннер
Баннер