История обетов PDF Печать E-mail
14.02.2012 20:25

Полный отказ от спиртного не является обязательным для православного человека, но как личный выбор похвален, ибо сказано апостолом: «не упивайтесь вином, от которого бывает распут­с­т­во­; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопе­ниями духовными, по­я и воспевая в сердцах ваших Го­с­по­ду».

Абсолютная трезвость, как подвиг воздержания, не только не противоречит нашей вере, но и богоугодна, а значит, желательна и душеполезна всякому христианину.

Для людей же, имеющих алкогольную зависимость, абсолютное воздержание от алкоголя - трезвость, по мнению наркологов, единственная возможность вернуться к нормальной человеческой жизни, сохранить семью и работу.

Поскольку алкоголизм в последние десятилетия стал в России национальным бедствием, ежегодно уносящим сотни тысяч жизней, число сторонников такого трезвого выбора в православной среде постоянно увеличивается. Более того очень многие из этих людей закрепляют и освящают этот свой личный выбор, давая Богу обет трезвости.

Обет — это добровольное обещание Богу посвятить Ему себя или сделать какое-либо доброе дело, к которому человек не обязан законом, или воздержаться от чего-либо, не запрещенного законом. Традиция принятия обетов описана в Ветхом Завете. При произнесении слов обета неисполнение их считалось грехом.

Не нужно думать, что обещания Богу дают только монашествующие. Вся жизнь христианина состоит из обещаний Богу. По традиции человек, желающий принять Святое Крещение, отрекается от сатаны и всех дел его (в знак полного разрыва с сатаной крещаемый дует и плюет на него), после этого крещаемый обращается к Христу и дает обещание жить по Его воле. Только после этого начинается чин Крещения. Кроме того, каждый раз после таинства исповеди христианин, целуя Святой Крест и Евангелие, дает обещание исправить свою жизнь и впредь не грешить.

Первое обетование людям дал Бог о пришествии в мир Спасителя Христа. Все обетования Божии, описанные в Священном Писании, сбываются до сих пор. Таким образом, Бог показывает людям, что обет есть одно из средств для скорейшего соединения с Ним, научая Своим примером обетовать и строго выполнять обетованное. «...Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему» (Пс. 75, 12). Родители Пресвятой Девы Марии — святые праведные Иоаким и Анна – дали обещание посвятить Богу своего Младенца.

Причины, побуждающие людей давать и исполнять обеты Богу, самые разные: из желания полностью посвятить себя служению Богу особые обеты дают монахи. Другие надеются на милость Божию, исполнив обет, удостоиться получить желаемое. Многие берут обет ради близких, которые попали в трудные обстоятельства жизни, с просьбой даровать им помощь. Обет неразрывно связан с понуждением себя, с самопожертвованием и самоотречением, иначе он не угоден Богу.

На Руси существовали определенные виды обетов Богу: построить храм, сходить на богомолье в монастырь, поставить «пудовую свечу», поработать на монастырь. В словаре В. Даля читаем: «обещанник» в монастырях — это трудник, человек, принявший на себя обет приехать поработать на монастырь бесплатно; «обетная церковь» — церковь, выстроенная по обету.

Традиция принятия обетов воздержания от вина в России возникла в конце XIX в. и имела целью помочь людям избавиться от этого порока. Святой Царь-страстотерпец Николай II говорил: «Трезвость народа — надежная основа его мощи и благосостояния». Он был покровителем Общества трезвости в Санкт-Петербурге.

Обет трезвости в современном виде предполагает следующее: «не пить спиртного, не употреблять ничего наркотического, не отравлять себя и других табачным ядом и не склонять к тому других». В наши дни обет трезвости является особым подвигом.

История обетов трезвости

О том, как в России сложилась церковная традиция обетов трезвости, рассказывает кандидат педагогических наук Георгий Гусев (истории трезвенного движения в Русской Православной Церкви посвящена его диссертация «Обучение и воспитание трезвости в православном образовании»):

«Практика обетов возникла стихийно в 1858-1861 гг. Началось все с протеста против откупной системы. (Откуп - система сбора налогов с населения, при которой государство передает право этого сбора частным лицам (откупщикам). Откупщики уплачивают государству определенную сумму от сборов. В России особенно были развиты таможенные, соляные и винные откупы. – Прим. ред.) В тридцати четырех губерниях крестьяне и городские жители в знак протеста перестали пить водку, закрывали кабаки, а иногда и громили их. И некоторые из протестовавших приходили в храмы и говорили священнику, что хотят дать обет Богу в течение определенного времени всем миром не пить водки, целовали крест, а священник удостоверял, что такие-то прихожане дали обет трезвости.

Правительство отнеслось к этой практике негативно и даже просило Священный Синод выяснить, не было ли случаев принуждения к обетам со стороны священников. В ответ на это Синод в августе 1859 года издал постановление, в котором указал, что считает необходимой обязанностью священника «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях благой решимости воздерживаться от употребления вина». Но в 1862 году была отменена откупная система, и постепенно сошло на нет трезвенное движение»

Второй этап этого движения начался с деятельности педагога Сергея Александровича Рачинского (1833-1902). Профессор Московского университета, заведовавший кафедрой физиологии растений, в 1872 году он вернулся в родное село Татево Смоленской губернии, где построил сельскую школу с общежитием для крестьянских детей. Современники называли Рачинского апостолом трезвости. В 1882 году он утвердил общество трезвости в узком кругу своих учеников, и в июле все члены общества дали в церкви обет трезвости. Об этом много написано в материалах современных трезвеннических движений.

Но история имела продолжение, о котором мало кто знает. О принятии обета сообщили епископу Смоленскому Нестору (Метаниеву), и он выразил Рачинскому свое неудовольствие, сославшись на отсутствие таких обетов в церковном уставе. Рачинский обратился к своему давнему другу, обер-прокурору Синода Константину Победоносцеву, с просьбой разрешить эту проблему. По инициативе Победоносцева Синод выработал официальную форму принятия обета, принял постановление, узаконившее ее, и издал брошюру «Чин обета трезвости». Сегодня она переиздана, священники, так или иначе связанные с обществами трезвости, о ней знают, и сегодня обеты в обществах дают именно по этому чину. «Таким образом, вопрос решается однозначно, - убежден Гусев. – Есть указ Священного Синода, узаконивший чин обета трезвости.»

 

 

 
Баннер
Баннер
Баннер