Зачем дают обет трезвости PDF Печать E-mail
11.04.2011 02:36

“Положите обеты и воздадите Господеви Богу вашему”(Пс. 75,12)

Обет есть действие Богопочтения

Епископ Петр (Екатериновский) в сочинении “Правила и практика православной аскезы” писал: “Обет есть действие Богопочтения, в котором дается добровольное обещание пред Богом посвятить Ему лицо или вещь, или сделать какое-либо доброе дело, к которому человек не обязан законом, или воздержаться от чего-либо, не запрещенного законом”.

В частности, обет целомудрия, нестяжательности и послушания, который дают монашествующие, - это обещание всецелой преданности себя Богу. Человек всего себя предоставляет воле и Провидению Божию, так что сам остается только стражем своей души и тела как стяжания Божия. На языке Священного Писания это есть жизнь распятая, смерть для греха и жизнь для Бога. Как выражается апостол Павел: “Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал. 2, 19, 20).

Принимая святое Крещение, мы даем обет жить по воле Христа

По традиции человек, желающий принять святое Крещение, отрекается от сатаны и всех дел его (в знак полного разрыва с сатаной крещаемый дует и плюет на него), после этого крещаемый обращается ко Христу и дает обещание жить по Его воле. Лишь после отречения от сатаны допускается человек ко Крещению. Получивший дар Крещения и принесший “обещание Богу доброй совести” (1 Пет. 3, 21) призван к новой жизни во Христе с тем, чтобы сделаться новым творением (Гал. 6, 15).

Кроме того, каждый раз после таинства исповеди, очистив душу покаянием, христианин, целуя святой Крест и Евангелие, дает обещание и решимость исправить свою жизнь и впредь не грешить.

“Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”, - призывает Господь в Евангелии (Мф. 5, 48). И призыв этот обращен к каждому христианину.

Кто дал первое обетование?

Первое обетование людям дал Бог о пришествии в мир Спасителя Господа Иисуса Христа, обещая спасение человеку. Все обетования Божии, описанные в Священном Писании, сбываются до сих пор. Таким образом, Бог Сам показывает людям, что обет есть одно из средств для скорейшего соединения с Ним, научая Своим примером обетовать и строго выполнять обещанное. “Положите обеты и воздадите Господеви Богу вашему” (Втор. 23, 21,22. Пс. 75, 12).

Обет - это средство спасения человека и ступень к самоусовершенствованию. В торжественном принятии обета христианин предает себя в руки Божии, успокаивается в надежде на Бога. Говоря словами прп. Макария Великого: “Господи, делай со мной, что угодно Тебе, только помилуй и спаси меня, как знаешь”. Страх погибели и желание спастись владеют человеком, глубоко прочувствовавшим свою греховность.

Ненарушимость обета

“Когда готов поддаться сладости порока

И воля малодушно прячет щит и меч,

Представь, что на тебя с небес взирает око

Могущего простить или огню обречь”.

Александр Андрианов

Сколько важны обеты, столько же свято и ненарушимо должны быть они хранимы. Это и по суду разума, и по правилам святых отцов, и по суду Божию.

Невыполнение даже простого обещания - это не пустяк. Христианин должен очень осторожно давать вообще обещания, и то в условной форме с оговоркой: “если Бог даст”, то есть, если не помешает что-либо, от человека не зависящее. Но уж если дано обещание, то все должно быть сделано, чтобы выполнить обещание точно и в срок.

Одним из самых тяжких грехов является нарушение обещания, сделанного перед лицом святыни - Креста и Евангелия.

Страшно бывает наказание от Бога за этот грех, и иногда падает оно не только на самого клятвопреступника, но даже и на его потомков.

“Аще обещаеши обет Господеви Богу твоему, - говорит Моисей, - да не умедлиши воздати его, яко взыская, взыщет Господь Бог твой от тебе, и будет на тебе грех” (Втор. 23,21). А в Апокалипсисе Господь повелевает быть верным в своем намерении и постоянным в подвигах самоотвержения даже до смерти, и не иначе, как только под этим условием Господь обещает дать венец жизни (Апокалипсис 2, 10).

Что приобретается без подвига, без борьбы духа, что достается само собой, то не имеет нравственного значения

Важность трезвости, освященной обетом

Всякое доброе дело тем лучше и совершеннее бывает, чем с большею делается напряженностью душевных сил. Дело, совершаемое по обету, делается с большим усилием духа, с большею обдуманностью, с большею любовью, решимостью и постоянством, нежели делаемое без обета. Следовательно, дело, совершаемое по обету, лучше, совершеннее того дела, которое делается без обета. Кто делает без обета, тот, так сказать, посвящает Богу только дело, а кто делает по обету, тот посвящает Богу не только доброе дело, но и самую способность делать добрые дела в честь Бога. Потому исполняющий что-либо по обету подобен приносящему в дар не только плоды дерева, но и самое дерево, приносящее плоды. Очевидно же, что дар жертвующего самим деревом с плодами больше дара жертвующего только плодами.

Кроме того, кто дает обет, тот ограждает и, можно сказать, приводит себя в большую безопасность от искушений лукавого. Ибо люди и в самых важных делах, исполняемых без строгого обяза-тельства, часто переменяют свое намерение или по искушению диавола, или по собственной слабости и лености.

Важность обета состоит и в том, что дающему обет испрашивается и сообщается особенная благодать, особенная помощь Божия.

В информации использованы материалы из книги епископа Петра (Екатериновского) “Правила и практика православной аскезы.(1) ”. Санкт-Петербург, 2002 г. Книга может быть рекомендована каждому, кто интересуется православным подвижничеством и аскетикой. .(1)

Труд этот издан в 1856 году, в Москве. Это глубокое исследование сущности, истории и цели монашеского подвижничества. Некоторое время епископ пребывал на покое в Оптиной пустыни, где общался с преподобными Амвросием и Исааком. Епископ Петр почил о Господе в Новоспасском монастыре 27 мая 1889 года в самый канун Дня Пятидесятницы.

(1) Аскеза, аскетика - наука о “духовном делании” и искусство такого делания. Суть аскетики - в очищении души от “скверны страстей” путем самовоздержания и молитвенного подвига, в отвержении своих эгоистических интересов и похотей ради Господа и ради ближних.

Православное общество «Трезвость и трезвение»

 

 
Баннер
Баннер
Баннер