Направления деятельности общества трезвости PDF Печать E-mail
26.06.2011 09:32

Обобщая современный опыт работы обществ трезвости, можно выделить основные направления их деятельности:

1. Совместная молитва.

2. Индивидуальные консультации со страждущими и их родственниками.

3. Беседы для родственников страждущих.

4. Курсы по избавлению от алкогольно-табачной зависимости.

5. Помощь людям, окончившим курсы по избавлению от зависимости.

6. Возрождение традиций обета трезвости.

7. Религиозно-просветительская деятельность.

Рассмотрим подробнее каждую из этих форм.

1.Совместная молитва.

«…Молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога», - писал святитель Игнатий (Брянчанинов).[13] «Без Меня не можете творить ничего», - сказал Сам Господь. Любое благое дело должно делать с молитвой. Во многих обществах трезвости существует традиция регулярно собираться на акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». На эту соборную молитву приходят как те, кто уже избавился от алкогольной или табачной зависимости, так и желающие с Божией помощью преодолеть свою пагубную страсть.[14]

2. Индивидуальные консультации для страждущих и их родственников.

Главной целью консультаций является объяснение человеку, обращающемуся за помощью, того, что проблема зависимости имеет в первую очередь духовные корни, и поэтому решать ее необходимо соответствующими средствами. Помимо разъяснения основной причины проблемы, одной из целей консультации является психологическая поддержка человека в его стремлении избавиться от зависимости и укрепление его в надежде совместного достижения реального положительного результата. Проводятся консультации людьми, которые сами избавились от зависимости и приняли обет трезвости. Они являются активными членами общества, имеют необходимый духовный и жизненный опыт, прошли специальное обучение и получили благословение духовника, окормляющего деятельность общества. Во время консультации людям даются подробные ответы на волнующие их вопросы, предлагаются конкретные пути решения проблемы, показываются результаты людей, обращавшихся ранее за помощью, предоставляется возможность самим посетить ближайшие мероприятия общества и познакомиться с его жизнью. Зачастую следствием консультации является то, что люди приходят на ближайшие занятия для страждущих или беседы для родственников страждущих, начинают приходить на молебен с акафистом перед иконой Божьей Матери «Неупиваемая чаша», который регулярно два раза в неделю служится в часовне святого благоверного великого князя Александра Невского (там же, где проходят индивидуальные консультации).

3. Беседы для родственников страждущих.

Необходимость занятий с близкими и родственниками вызвана в первую очередь тем, что эти люди, видя, как на глазах у них разрушается и гибнет человеческая личность, не понимая причин такого поведения человека, часто совершают действия, которые не только не приводят к положительному решению проблемы, но, наоборот, её усугубляют; а нередко и они сами являются причиной очередного срыва или семейного конфликта. Именно с целью вооружения близких необходимыми знаниями, объяснения истинных причин проблемы, предложения реальных и конкретных путей помощи страждущим и организуются беседы для их родственников.

В ходе этих бесед гораздо шире, чем на индивидуальной консультации, раскрываются духовные основы зависимостей, объясняется, что проблема алкогольной и табачной зависимости не только личностная, но и семейная, и социальная. В силу этого бороться нужно не с человеком, а за человека, нужно бороться с той страстью, от которой страдает и мучается его душа, с теми привычками, традициями и обрядами, которые влекут его в погибель, с тем, от чего самостоятельно, только своими силами, он избавиться не в состоянии. Основной принцип, на котором выстраивается вся помощь, определяется тем, что семья - это единое целое, живой организм, и подобно тому, как от телесной болезни страдает весь человек, так и от действия страсти страдает и мучается вся семья, а не отдельный ее член. Проблема, которая возникает у кого-либо из членов семьи, не является проблемой только мужа, жены или детей - это проблема всей семьи, то есть каждого её члена, и решить ее можно только совместно, общими усилиями. Поиск «виноватого» не может принести положительного результата, а только усугубляет положение страждущего, так как лишает его надежды на исправление жизни.

Главный вектор приложения всех усилий в помощи страждущему должен быть направлен на то, чтобы в нем самом пробудить стремление изменить свою жизнь. Для этого необходимо, в первую очередь, терпение и понимание, что это изменение не может произойти быстро; кроме того, ему необходим наглядный пример той жизни, к которой его призывают. Этим конкретным примером жизни в трезвости могут стать его родственники. В силу этого в ходе проводимых бесед им объясняется, что оказание помощи страждущему мужу, жене или ребенку нужно начинать с самого себя, с изменения своей жизни. В чем же человек должен измениться, чтобы помочь своему близкому, родному человеку в борьбе со страстью?

Из опыта практического общения со страждущими и их родственниками выявляется весьма характерная конфликтная ситуация. У родственников к страждущему имеется весьма значительное количество претензий относительно его поведения в семейной жизни, но и у страждущего к родственникам количество претензий ничуть не меньше. Неспособность самостоятельно найти выход из этого конфликта во взаимоотношениях приводит к вполне закономерным отрицательным последствиям: страдающий от неудовлетворения своих претензий теряет в душе мир и по привычке предается действию страсти; родственники, не видя изменений к лучшему, впадают в уныние и отчаяние. Выход из этой, как может показаться, безвыходной ситуации возможен через возвращение к традиционному для нашей духовной культуры укладу семейной жизни. В ходе бесед с родственниками страждущих им объясняются основные принципы традиционного уклада семейной жизни и предлагается практическая помощь обустройства взаимоотношений в семье в соответствии с этим укладом. В этом и заключается суть тех изменений, которые человеку необходимо в себе совершить, меняя себя под традиционный для нашей российской культуры уклад семейной жизни.

На занятиях родственникам предлагаются конкретные формы поведения, принципы правильного общения со страждущим человеком, способы оказания ему необходимой помощи. Нередко и самим родственникам необходима психологическая поддержка и помощь, так как многие из них, прилагая невероятные усилия, затрачивая огромные средства и не видя результатов, впадают в уныние, отчаиваются и прекращают борьбу за своего близкого и дорогого человека. Общение на занятиях с членами общества, совместные молитвы, реальные примеры преодоления порока и исправления жизни воодушевляют их на терпеливую и усердную борьбу со страстью. Им самим предлагается стать членами общества трезвости и принять обет трезвости.

4. Курсы для страждущих от алкогольно-табачной зависимости.

Такие курсы проводятся в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге и других городах России. Что касается курса, проводимого обществом «Трезвение» в Екатеринбурге, то целью курса является передача человеку, принявшему твердое решение изменить свою жизнь, необходимой суммы теоретических знаний и опыта, достаточных для избавления от зависимости. Этот курс состоит из десяти трехчасовых занятий, проводимых в вечернее время, системы домашних занятий, тренингов и индивидуальной работы с каждым слушателем. Результатом этой работы для людей, обращающихся за помощью с целью избавиться от алкогольной зависимости, как правило, является то, что после 3-4-го занятия у них пропадает желание одурманивать себя алкоголем и появляется твердое намерение жить трезво. У людей, желающих избавиться от табачной зависимости, после 5-6-го занятия исчезает всякое желание отравлять себя табаком. К десятому занятию у большинства слушателей появляется осознанная необходимость внутреннего преображения, формируется твердое намерение жить духовной жизнью в традициях Православной Церкви.

Каждое занятие состоит из объяснения и разбора домашних заданий, лекции, перерыва и индивидуальной работы со слушателями. Начинается и заканчивается занятие молитвой.

5. Помощь людям, окончившим курсы по избавлению от зависимости.

Главная задача общества трезвости на этом этапе - помочь человеку удержаться на достигнутых рубежах, научиться жить трезво, видеть искушения, понимать их смысл и бороться с ними, войти в благодатную жизнь Церкви, обрести необходимый духовный опыт, стать активным членом общества «Трезвение». Для этого вся новая группа в конце десятидневных занятий делится на части, и каждая часть вливается в группу (десятку), состоящую из людей, уже имеющих достаточный опыт трезвой и духовной жизни, во главе которой стоит человек (десятник), давший обет трезвости и являющийся членом общества. Перед каждой десяткой ставятся три основные задачи: взаимная помощь и поддержка членов своей десятки; содействие в обретении духовного опыта и знаний; активное участие в жизни общества. Работа в десятках строится на основных христианских принципах: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13) и «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Помощь и поддержка необходимы человеку, особенно в первое время после окончания десятидневных занятий. Во время занятий он находится в атмосфере единомышленников, которые так же, как и он, стремятся изменить себя, в нем крепнет осознание реальности этих перемен, он постоянно видит перед собой людей, которые уже прошли этот путь, может с ними общаться, задавать им любые волнующие его вопросы. В это время он постоянно наблюдает происходящие в нем перемены: сокращается количество выкуренных сигарет в течение дня, пропадает желание одурманивать себя алкоголем и табаком, вместо этого возникает отвращение к ним; поднимается настроение; улучшается самочувствие; возрастает надежда, что и у него в этот раз все может получиться; все тверже становится намерение измениться и жить трезво. После окончания занятий из атмосферы единомышленников, стремящихся жить трезво, человек возвращается к прежней своей жизни. Часто, к сожалению, случается так, что та социальная среда, которая сформировала и питала в нем этот порок, из которой человек пришел на занятия, за время происходящих в нем личных перемен совсем не изменилась, а даже, совсем наоборот, в ней этот человек сейчас становится объектом насмешек. Именно в этот период страждущему, как никогда ранее, необходимы дружеская помощь и поддержка опытного человека, прошедшего через такие же жизненные обстоятельства; такого человека, который осознает на себе груз личной ответственности перед Богом за благополучный исход дела, является старшим собратом и с христианской любовью терпеливо помогает пройти через эти естественные жизненные испытания. Для оказания этой помощи десятники вместе со своими десятками обязательно присутствуют на занятиях, помогая в их проведении, организуют все необходимое для чаепития, в процессе которого в неформальной, дружественной атмосфере снимаются психологические барьеры, завязываются межличностные отношения, поэтому, когда в конце занятий в десятку вливаются новые члены, нет напряжения, возникающего при новой встрече, а есть взаимопонимание и готовность к совместному труду. У десятника есть помощники, в обязанности которых входят забота оказывать постоянное попечение о своих членах и регулярно собирать членов своей десятки минимум два раза в месяц. Для этого есть совместные молитвенные собрания, которые проходят в среду и воскресенье в 18.00 в часовне св. благ. вел. кн. Александра Невского и ежемесячные встречи трезвенников, организуемые для всего общества.

Помимо участия в молитвенных собраниях и ежемесячных встречах трезвенников, десятки участвуют во всех других мероприятиях, организуемых обществом «Трезвение»: принимают активное участие при наборе, организации и проведении очередной группы для страждущих; совершают совместное паломничество к православным святыням родного края; трудятся на послушаниях, организованных для помощи монастырю; издании и распространении «Листков трезвости» и газеты «Трезвое слово». По инициативе членов общества для изучения основ церковного пения организован хор «Единогласие», который поет на молебнах и акафистах. Для реализации потребности в общении и совместном пении организован хор «Седмица», который вместе с хором «Единогласие» сопровождает пением все мероприятия общества.

Наряду с оказанием необходимой психологической помощи и поддержки, в десятках существует еще одно крайне важное направление работы, ставящее своей целью создание условий для приобретения людьми, прошедшими курс занятий, необходимых системных знаний о Боге, вере, православии, богослужении, духовной жизни в традициях святых отцов и учителей Восточной Православной Церкви. Реализуется эта работа в «катехизаторской школе», существующей при обществе. Для приобретения молитвенного опыта в часовне в честь святого благоверного великого князя Александра Невского в среду и воскресенье члены десяток собираются на совместную молитву перед иконой Божией матери «Неупиваемая чаша». Все мероприятия общества сплачивают общество в единый, деятельный, цельный живой организм, который помогает страждущему измениться и жить трезво.

6. Возрождение дореволюционной практики обетов трезвости.

Основным и наиболее действенным способом достижения результатов на пути трезвости Православная Церковь считает обет трезвости. Священное Писание побуждает давать и исполнять обеты. Первое обетование - о пришествии в мир Спасителя - дал Сам Бог. Примеры обетов Богу мы видим и в Ветхом завете, и в Новом. Например, в Ветхом Завете мы встречаем упоминание об обете назорейства: «Если мужчина или женщина решили дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксуса из вина, ни уксуса из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод. Во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи (Числа, 6, 2-3). Мы знаем обеты святых праведных Иоакима и Анны, Захарии и Елизаветы в случае разрешения бесплодия посвятить чадо Богу. Такие примеры есть и в житиях святых. Плодом таких Богоугодных обетов были Пресвятая Богородица, Предтеча и Креститель Господень Иоанн и многие святые.

Обет трезвости дается для того, чтобы, с одной стороны, оградить изменяемость воли человека, обезопасить его от нарушения добродетели воздержания, с другой - чтобы привлечь на себя благословение Божие и сугубую благодать, освящающую и вспомоществующую в трудных подвигах воздержания. Бог не оставит Своей помощью человека, желающего жить трезво и Богоугодно.

Обет трезвости – это великое охранительное средство для людей, еще не имеющих порочных зависимостей. Это прекрасная помощь родственникам страждущих, которые должны помогать своим родным в первую очередь собственным примером. С. А. Рачинский писал: «Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыни. Все со мной соглашались, но никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи». Традиция Православной Церкви четко выражена словами апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 21). Нередко обет трезвости дают люди, которые сами от этого порока не страдают: они дают обет трезвости ради своих ближних. Чтобы избавиться от страсти пьянства, человек должен утвердиться в добродетели воздержания, и пример такого воздержания являют ему близкие.

Обеты трезвости, таким образом, даются самими страждущими, их родственниками и людьми, занимающимися трезвеннической работой, для укрепления себя в этом подвиге. После чинопоследования обета трезвости обетчикам выдаются обетные грамоты (см. Приложение 6).

Обет трезвости дается с благословения духовника. Срок обета может быть различным: от нескольких месяцев до пожизненного (срок опять-таки должен определить духовник).

7. Религиозно – просветительская и профилактическая деятельность.

Это может быть: издательская деятельность (выпуск журналов, газет, листков трезвости), написание статей на тему трезвости в местные средства массовой информации, создание сайта общества трезвости, проведение лекций и бесед о вреде табакокурения, винопития, сквернословия и другое.


Протоиерей Игорь Бачинин.
«Как организовать общество трезвости на приходе».

 

 

 
Баннер
Баннер
Баннер