Святые о пьянстве и трезвости PDF Печать E-mail
28.12.2011 10:35

«Трезвость» в светском её понимании не предполагает какого-либо нравственного содержания, а сводится лишь к физическому  воздержанию от алкоголя, табака и др. наркотиков. Такая трезвость для православных неприемлема, ведь, при таком подходе «трезвенниками» могут оказаться, например, и блудники, и воры и убийцы, не употребляющие алкоголя.

Более глубокий – духовный, нравственный смысл несет в себе понятие «трезвение», Трезвение включает в себя и физическую трезвость и духовную работу над собой. Трезвиться - значит не только воздерживаться от опьяняющих веществ, но жить по Евангельским принципам и участвовать в таинствах церковных.

Трезвение - важнейшая добродетель христианства. «Трезвение» - это путь христианина к Богу.

Жизнь и подвиг огромного числа святых  являют собой пример для подражания им на этом пути – трезвости и трезвения.

«И потщатися житию и делом их, имиже твоея благодати и царствия восприятия сподобишася, подражательми быти» (Требник, часть 2, чин благословения иконы святаго).

 

1. «Жития Святых, на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней  свт. Димитрия Ростовского».М.,1908г.,репринт:  Издание Оптиной Пустыни 1991-1993г.

Прп. Симеон столпник +459г. (1 сентября  стр.24) «пищею его было мочёное сочиво, а питием – вода».

Св. Архипп, пономарь церкви св. Архистратига Михаила +4в. (6сентября стр.131) «Родители его были ревностными христианами и воспитали сына в благочестии. Архипп стал жить при церкви святого архистратига Михаила, исполняя при ней пономарскую службу. Отрок сей начал руководствоваться в своей жизни таким правилом: с того времени, как он поселился при той церкви, служа Богу, он ничего не вкушал из мирских кушаний и питий: ни мяса, ни вина… питием же для него служило лишь небольшое количество воды. Чрез такое воздержание сей отрок умертвил свою плоть, и в таких добродетелях неизменно пребывал от юности до самой старости, всею душою приобщаясь Богу и уподобляясь житию бесплотных».

Прп. Дорофей пустынник +4в. (16 сентября стр.323) «Ел он каждый день в меру, лишь сухой хлеб и немного пустынной зелени, один раз в день, также в меру вкушал и воды».

Прп. Никандр псковский +1581г. (24 сентября стр.486,490) «Прибыв в обитель, святой продолжал свою строгую подвижническую жизнь; питался он ржаным хлебом и водою; не вкушал ни вина, ни рыбы; лишь только в субботу и воскресенье иногда разрешал себе немного сочива, сварив его из одного растения… пил он одну воду. Хотя он и вёл столь суровую жизнь, однако никогда нельзя было видеть лицо его хмурым, но всегда оно светилось радостью и спокойствием…»

Прп. Галактион Вологодский +1612г. (первая дополнительная книга: сентябрь – декабрь. 24 сентября  стр.136)  «Пищей преподобного служили сухой хлеб и вода, и то в определенное время и понемногу».

Прп. Сергий Радонежский +1392г. (25 сентября) «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия , игумена Радонежского , всея России чудотворца». Составлено с.иеромонахом , ныне архимандритом Никоном . Свято-Троице Сергиева Лавра , 1904г.,стр.22

«Сознавая , что воздерживая себя во всём , есть лучший способ сдерживать страсти , а свободный от страстей дух и непомраченная ими мысль всегда бывают способнее к восприятию благодати Божией ,-- святой отрок накладывает на себя строгий пост : по средам и пятницам он не позволял себе вкушать ничего , а в прочие дни питается только хлебом и водою. О каких-нибудь других питиях , не говоря уже о вине , он не позволял себе и помыслить во всю свою жизнь».

«Часто у братии не было вина для совершения Божественной литургии, и они были принуждаемы лишать себя сего духовного утешения». (по жит. Свт. Димитрия Ростовского 25 сентября стр.525)

Примечание архимандрита Никона №176., стр.253: «На иконе посещения Богоматерью прп. Сергия , Михей изображается обыкновенно позади прп. Сергия коленопреклоненным , закрывая лицо своё мантией от сияния славы небесной . Стоит замечания , как объясняет простой народ это закрытие мантией : «Прп. Михей»,-- говорят простецы,--«за три года пред тем выпил одну чашицу вина, и вот , вспомнил теперь о своём согрешении и боялся оскорбить Царицу Небесную своим дыханием». Такое толкование пишущему эти строки случалось слышать от многих простолюдинов .Здесь не место входить в оценку нравственного смысла этого объяснения , выразительно характеризующего взгляд благочестивой русской души на винопитие , хотя жизнь и расходится далеко с таким взглядом, но не голос ли это какого-нибудь древнего предания?»

Ап. Иоанн Богослов +кон.1в. (26 сентября стр.589) «Последние годы своей жизни апостол Иоанн проводил в аскетических подвигах: питался лишь хлебом и водой, не стриг своих волос и одевался в простые полотняные одежды».

Прп. Харитон исповедник +ок.350г. (28 сентября стр.621) «В монастыре своём он установил вкушать пищу однажды в день – и то вечером, и не особо приготовленные кушанья или пития, но только хлеб и воду, и при том в меру, чтобы, отягчив чрево излишеством в пище и в питии, братия не были ленивы к восстанию от сна в полночь и к молитве».

Прп. Трифон Вятский +1612г. (первая дополнительная книга: сентябрь – декабрь, 8 октября стр.205,219-220,223-224) «Твёрдо исполнял святой келейное правило; вкушал лишь хлеб да воду и то в меру, в определённые дни… Часто поучал он свою братию, -- наставлял её в заповедях Божиих и в иноческих правилах, особенно предостерегал иноков от пьянства… Преподобный был требователен к братии, не терпел нарушений иноческого устава. И это вызвало неудовольствие на подвижника… Даже поносили святого, заявляя ему: пусть сделает послабления, или же пусть отказывается от настоятельства. Но преподобный спокойно и кротко увещевал их: «Нам, братия, следует жить по преданию святых отец, довольствоваться общею трапезою в определённое время, вина не держать». Братия изгнали Трифона из монастыря и избрали себе нового настоятеля – Иону, ученика Трифона.  «Иона начал держать в монастыре хмельные пития, устраивал пиры и призывал на них воевод и простых мирян; сам ходил в дома горожан и упивался вином». Позже Иона принёс покаяние перед тяжело больным умирающим старцем.  «Преподобный оставил монастырю свою духовную грамоту или завещание… Заботясь о нравах монастырской  братии, подвижник умоляет архимандрита Иону: «Бога ради хмельного пития не вводи у Пречистой Богородицы в дому, как это было при мне».

Блж. Андрей Тотемский, юродивый +1673г. (первая дополнительная книга: сентябрь – декабрь, 10 октября стр.228) «Пищей блаженного были хлеб и вода, да и тех он принимал лишь постольку, чтобы не помереть с голода».

Прпмч. Лукиан , пресвитер Антиохийский +312г. (15 октября стр.371) . Никогда не пил вина , а только воду .

Свт. Иоанн Суздальский +1373г. (15 октября стр.380) .Кроме воды , ничего не пил .

Прп. Анотоний Леохновский +1611-1613гг. (первая дополнительная книга: сентябрь – декабрь, 17 октября стр.240) «Пил он простую колодезную воду».

Св. Ап. Иаков +ок.63г. (23 октября стр.517-518) «От юности своей возлюбил он строгое житие : никогда не вкушал он различных брашен , не употреблял масла , но один только хлеб служил ему пищею ; никогда он не пил ни вина , ни другого какого-либо хмельного напитка , но утолял жажду водой…от самого рождения Ап. Иаков был назореем , т.е. лицом , посвящённым Богу , давшим Ему добровольно обеты строгого воздержания от всякого вина и вообще крепких напитков , от стрижения волос и пр….»

Прп. Авраамий Затворник +ок.360г. (29 октября стр.614). В течение 50 лет иночества до сытости не вкушал хлеба и не пил вдоволь воды. Только однажды , спасая погибающую душу , поел мяса и выпил вина.

Прп. Лука +ок.800-820г. (6 ноября стр.134)  «Наконец , он прибыл в одну обитель , где и принял иночество и предался суровой постнической жизни : через три или четыре дня он вкушал немного хлеба и воды, и почти не предавался сну».

Свт. Иоанн Златоуст +407г. (13 ноября  стр.329) «Соблюдая всегда строгий пост и воздержание во всём , он вкушал только ячменный хлеб и воду ; спал весьма мало , да и то не на одре , но стоя. На пиршества и угощения он никуда не ходил».

Мч. Платон +302 или 306г. (18 ноября стр.487)  Находясь в заточении , мученик говорил своим мучителям : «Не думайте , братия , что я умру , если не принимаю вашей пищи ; вы питаетесь хлебом ,-- я же питаюсь Словом Божиим , пребывающим во веки ; вас насыщают мяса ,-- меня же насыщают святые молитвы ; вас веселят вина ,--меня же увеселяет Христос , лоза  истинная».

Свт. Митрофан Воронежский +1703г. (первая дополнительная книга: сентябрь – декабрь, 23 ноября стр.353,368) «В Толшевской Преображенской обители возникло возмущение против святителя, после того, как он запретил торговать близ монастыря вином, потому-что эта торговля сопровождалась безчинием в самом монастыре… Вина святитель не пил, оно покупалось на праздники для гостей , особенно при приёме царя и его свиты, когда и стол святителя был более изыскан».

Прп. Пётр Молчальник +ок.429г. (25 ноября стр.722)  «Ничего кроме хлеба он не вкушал и кроме воды не пил , да и то в малом количестве чрез два или три дня».

Прп. Роман +5в. (27 ноября стр.747)  «Пищею ему служили хлеб , соль и вода , и притом в таком малом количестве , чтобы только можно было поддержать свою жизнь».

Прп. Диодор или Дамиан Юрьегорский +1633г. (первая дополнительная книга: сентябрь – декабрь, 27 ноября стр.436) «Преподобный Диодор оставил своей обители письменное завещание… «Чтобы и не слышно было о хмельном питии в монастыре у братии, но трезво веселитесь в духовном житии. Если же кто, одержимый бесстрашием, и презрев сию мою заповедь и писание, начнёт носить в монастырь вино и предаваться пьянству, тот будет судиться со мною пред грозным и нелицеприятным Судиёю, Господом нашим Иисусом Христом».

Свт. Феодор Ростовский +1394г. (28 ноября стр.794)  «Оставив вскоре Хотьковский монастырь , он ушёл в Москву , поселился в монастыре святого Богоявления в особой келии и проводил строгий и суровый образ жизни в посте и молитве , воздерживаясь от вина и пива и одеваясь в ветхие одежды».

Прп. Афанасий Печерский +ок.1176г. (2 декабря стр.43)  «Никогда после того он уже не видал солнца , беспрестанно день и ночь плакал ; вкушал лишь немного хлеба и воды , и то только через день , и во все это время не сказал никому ни одного слова».

Прпп. Иоанн, Ираклемон, Андрей, Феофил +4в.  (2 декабря стр.47)    «…в продолжение шестидесяти лет проводили подвижническое житие, соблюдая строгий пост. Питались они дикими овощами и водою , но и то вкушали только два раза в неделю».

Прп. Антоний Сийский +1556г. (первая дополнительная книга: сентябрь – декабрь, 7декабря, стр.480,483,484) «Было установлено в обители строгое общежитие – общая для всех равная пища и одежда. Хмельные  пития запрещались совершенно: предписывалось не принимать их и от христолюбцев, даже не допускать принесших к монастырю. «И сим уставом блаженный возможе пьянственного змия главу отторгнути и корение его отсещи», -- так свидетельствует жизнеописатель преподобного». Перед смертью преподобный наставлял братию: «…иметь пищу по уставу монастыря и совершенно избегать пьянства – не варить хмельных питий в монастыре и не держать их».

Прп. Стефан Новосиятель +912г. (9 декабря стр.260,261)   «Феофания , мать преподобного , ещё во время беременности им , соблюдала строгое воздержание относительно пищи : до самого рождения его она вкушала только хлеб с овощами и воду, в своей матерней утробе уже приуготовляя подвижника…Потом он (Стефан) принял ангельский схимнический образ и только в Господские праздники , по совершении Божественной службы, вкушал по одной овощинке  и немного воды. Так питаясь , сей блаженный гражданин отечества небесного , в продолжение пятидесяти лет проходил свой тесный, строго-подвижнический  путь жизни …»

Прп. Севастиан Пошехонский +16в. (первая дополнительная книга: сентябрь – декабрь, 18декабря, стр.545) «Обычно преподобный питался только хлебом и варёными плодами без масла; пил воду, за которой сам же ходил на реку Сохоть до самой глубокой старости».

Свт. Пётр митрополит Московский +1326г. (первая дополнительная книга: сентябрь – декабрь, 21 декабря, стр.570) «Который же священник начнёт пить вино, а службы не оставит , то он не истинный священник Христов».

Мчч. Домна и Индис +302г. (28 декабря  стр.787)   «Поучаясь в законе Господнем , они ежедневно постились вплоть до самого вечера ; вкушаемая же поздним вечером трапеза их состояла из чёрствого хлеба и воды ;  а пища , назначаемая царём и ежедневно подаваемая им, насыщала голодных , ибо они тайно раздавали всё нищим».

Свт. Василий Великий +379г. (1 января  стр.21,25-26)  «Ливаний … просил их остановиться в его доме и, когда они пришли к нему, предложил им роскошную трапезу. Но Василий и Еввул, по обычаю своему, вкусив хлеба и воды, вознесли благодарение подателю всяких благ, Богу…Василий … питался хлебом и водою, приправляя эту скудную пищу солью и кореньями».

Прп. Серафим Саровский +1833г.  (2 января  стр.83)   «Одежду преподобный Серафим продолжал носить ту же , что и в пустыне . Пил он одну только воду , в пищу же употреблял лишь толокно , да белую квашеную капусту . Воду и пищу приносил ему живший с ним  по соседству инок, по имени Павел».

Прп. Синклитикия +ок.350г. (5 января  стр.190)   «Она не только вкушала мало хлеба и скудную меру воды, но и хлеб у неё был из отрубей . Пост свой она увеличивала , если воздвигалась против неё брань врага .»

Прп. Григорий Критский +ок.820г. (5 января  стр.204-205)    «С детства преданный православию и горячо желая соблюсти правую веру во всей её чистоте, юноша однажды взял из дома запас пищи и удалился в Селевкию. Немало времени он прожил  здесь, питаясь хлебом и водою и проводя в подвигах благочестия богоугодную жизнь…ради Христа подвергал  себя великим лишениям : ходил босой , имел только одну одежду , пищу , состоящую из небольшого количества хлеба и воды вкушал только по одному разу через два или три дня…»

Прп. Георгий Хозевит +7в. (8 января  стр.267)   «…преподобный Георгий не приобретал ни вина , ни елея, ни хлеба …Обитавших в обители иноков он просил сберегать за неделю остатки со стола отцов и пришельцев …Потом он толок всё это в каменной ступе , делал шарики и сушил на солнце; эти шарики он употреблял в пищу , вместе с водою,--через два или три дня.»

Прп.  Павел Комельский +1429г. (10 января  стр.307)    «Пищею служили ему хлеб и вода , притом в самом малом количестве; эту пищу он вкушал в субботу и в воскресенье.» (Вторая дополнительная книга «январь – апрель», 10 января стр.77,79,83-85) «Настоятельно запрещал преподобный приносить в монастырь пития пьянственные: «Пьянство – всем злым делам корень. Не имейте пития пьянственного, да не прогневаете Бога; предавая погибели свои души и многих соблазняя, навлечёте на себя пьянством проклятие и горе». Полное воздержание от крепких напитков преподобный предписывал при своей жизни; просил соблюдать его и после своей смерти. Желая поддержать строгость общежития, преподобный Павел заповедал изгонять из монастыря нарушителей установленный правил, «да и прочая братия страх имут». Впрочем, при жизни преподобного трудно было и представить себе появление таковых нарушителей, ибо все почитали наставника своего, как ангела Божия… Вкушал только по салу воды, хлеба и овощей. Ни рыбы, ни масла, ни молока он не ел никогда: вся жизнь его была пост и воздержание. И при такой суровой жизни он сохранил до конца нрав мягкий, был светел лицем и душою превесел… Пьянственного пития, молю вас и запрещаю, никогда не имейте, дабы не прогневать Бога и не разрушить весь монастырский устав».

Прп. Михаил Клопский +ок.1453-1456гг. (11 января  стр.336)   «Во время жития своего в Клопской обители преподобный Михаил вкушал только воду и хлеб , притом один раз в неделю и в малом количестве».

Прп. Иринарх Ростовский +1616г. (13 января  стр.408-410)   «…блаженный Иоанн , ростовский и московский юродивый …в беседе с подвижником… говорит: Господь Бог запрведал верным ученикам Своим от востока и до запада наставлять и научать людей отводить мир от беззаконного пьянства . За это пьянство Господь наведёт на нашу землю иноплеменных...Так говорил блаженный Иоанн о предстоявшей кончине своей и о нашествии на Москву литвы…Суровая жизнь Иринарха и строгое учительное слово его служили обличением для тех иноков , которые не старались соблюдать иноческие обеты, а во многом нарушали их. Такие иноки  из Борисоглебской братии , подстрекаемые внушением вражеским , приступили к игумену , Гермогену , осуждая образ жизни Иринарха и жалуясь на него. –«Старец Иринарх , --говорили они ,--сидит в затворе и постится , носит на себе многие и тяжёлые железа , не пьёт хмельного и мало ест , да и братию учит делать тоже: пребывать «в трудах» и поститься , хмельного и в уста не брать , говоря , что это есть самое большое зло…»

Прп. Отцы , избиенные в Раифе и Синае +4-5в.  (14 января  стр.428,432)  «…не употребляли в пищу ничего такого , что может возбуждать и питать страсти . Они совсем не вкушали ни вина, ни масла, ни хлеба, но довольствовались лишь небольшим количеством фиников или желудей…старец , по имени Моисей…довольствовался несколькими финиками и простой водой…»

Прп. Павел Фивейский +341г. (15 января  стр.7)   «С помощью Божией я постепенно дошёл  до сего места . Найдя эту пещеру с источником воды внутри её , я понял , что Сам Господь назначил мне здесь место обитания . Я поселился здесь и живу , питаясь финиками и изготовляя себе одежду из листьев».

Прп. Антоний Великий +356г. (17 января  стр.48)   «Пищу его составляли хлеб и соль , при небольшом количестве воды, постелью служила рогожа или власяница ,а иногда – и голая земля . Масла он вовсе не употреблял в пищу, о мясе же и вине не нужно и говорить , так как их не употребляют и менее усердные монахи».

Сщмч. Климент Анкирский +ок.312г. (23 января  стр.290)  «Святой Климент , будучи ещё очень юным по возрасту , но уже приобретя разум совершенного мужа , начал от юности умерщвлять свою плоть постом и воздержанием , живя подобно иноку. Он воздерживался от мясной пищи , а питался только хлебом и злаками ; питьём ему была вода . В этом он уподоблялся трём святым отрокам , тела которых , благодаря посту , оставались неповреждёнными двойным огнём ,-- как внутренним – естественной похоти , так и внешним—горящей печи».

Прп. Ксения +5в. (24 января стр.343)     «Когда же наступало время принимать ей пищу, она не вкушала ни зелени , ни бобов , ни вина, ни елея , ни огородных овощей , ни чего-либо другого из питательных яств , а только немного хлеба , орошённого собственными слезами».

Прп. Македоний Пустынник +ок.420г. (24 января  стр.351)   «…более сорока  лет он  питался одним семенем, столченным и смоченным водою, после, вследствие слабости , стал вкушать немного хлеба с водою».

Прп. Феодосий Тотемский +1568г. (Вторая дополнительная книга «январь – апрель», 28 декабря, стр.174) «Пищей подвижника были хлеб с водой, и то в меру».

Прп. Лука Елладский +ок.946г. (7 февраля  стр.135,144)   «А что удивительнее всего , -- так это то , что он в таком возрасте был уже великим постником и воздержником. Он не только не вкушал мяса , но воздерживался и от молока , сыра и яиц ; он не прикасался даже к яблокам и другим садовым плодам , которые так особенно сладостны и приятны для малых отроков :он питался только хлебом , водою и огородною зеленью. В среду же и пяток до захождения солнечного он ничего не ел…Пищею его был ячменный хлеб , а иногда сырая зелень и вода…»

Прп. Прохор Печерский чудотворец +1107г.  (10 февраля  стр.203)   «…не пил ничего иного, кроме воды».

Прп. Димитрий Прилуцкий +1392г. (Вторая дополнительная книга «январь – апрель», 11 февраля, стр.262) «…лишь в праздники, когда братии по уставу полагалось за трапезою «некое утешение», преподобный несколько ослаблял пост: он вкушал тогда малую просфору с тёплою водою, которую подавал ему келарь в небольшом глиняном сосуде».

Прп. Мартиниан +ок.422г. (13 февраля  стр.266)  Прп.Мартиниан поселился на необитаемом острове и проводил жизнь в строжайшем воздержании. Пищу он попросил привозить корабельщика: «…привози мне также и воду в сосуде. Приезжать ко мне с хлебом и водою я прошу тебя два или три раза в год».

Прп. Зоя +5в. (13 февраля  стр.264)  «Двенадцать лет блаженная Зоя подвизалась в постничестве и с миром предала Господу свою душу. Во все время своего покаяния она не вкушала вина , ни масла, ни овощей, но только немного хлеба и воды».

Прп. Исаакий затворник Печерский +ок.1090г. (14 февраля  стр.283)  «…жажду он утолял водой, и то лишь в небольшом количестве».

Прп. Мартирий Зеленецкий +1603г. (Вторая дополнительная книга «январь – апрель», 1 марта, стр.354) Боголеп, наставник Мартирия, и Мартирий «один раз в день, в девятом часу, вкушали… хлеб и воду и мало приготовленных овощей».

Прп. Адриан Пошехонский +1550г. (Вторая дополнительная книга «январь – апрель», 5 марта, 401,402,408) «Игумен Лаврентий в Адрианову пустынь посылает… старца Исаию Кирпичника и поручает ему в церкви на соборе игумену Порфирию в всей братии Адриановой пустыни произнести духовное учительное слово, для того, чтобы они пришли в чувство… Игумену Лаврентию достоверно известно их самочиние и невоздержное пьянство. А если они желают с тёплою сердечною верою знать, где почивают и доныне мощи их начальника игумена Адриана, то они должны в своей обители совершенно оставить хмельное питие и пьянственные нравы… игумен Порфирий и вся братия… единогласно воскликнули: «Если бы нам Бог даровал мощи нашего начальника Адриана.., то мы на веки в обители оставили бы хмельное питие и пьянственные нравы…» Игумен Лаврентий, с подобающей духовному отцу строгостью, спрашивает Порфирия: «Чадо и брат, помнишь ли ты со всею своею братиею обещание своё, что… вы навсегда оставите хлельное питие и самочиние. Ведь преподобные отцы наши и начальники игумен Адриан и Старец Леонид не хлельным питием и не различными сладкими яствами питались, когда строили дом Пречистой Богородице, но более насыщались словами Божественного Писания, ночными бдениями и непрестанным постом и молитвами с горячими слезами. Пищею преподобных в такой непроходимой пустыне были овощи и немного хлеба, и то в определённое время и в урочный час. Если бы не таковые были их молитвы и подвиг, то и обитель их так не устроилась бы».

Прп. Анастасия +567г. (10 марта  стр.225)  Авва Даниил приказал одному из братии раз в неделю приносить небольшой хлеб и кувшин воды к пещере, в которой жила прп. Анастасия. Так Анастасия прожила безвыходно в пещере до самой смерти двадцать восемь лет.

Прп. Евфимий Новгородский +1458г. (Вторая дополнительная книга «январь – апрель», 11 марта, стр.427) «…учил, сколько можно, в чистоте проводить великий пост, удаляться особенно пьянства, от которого происходит всё зло».

Прп. Алексий, человек Божий +411г. (17 марта  стр.333,335,339)  «…он постоянно постился, лишь немного съедая хлеба, -- и даже воду пил в чрезвычайно умеренном количестве; каждый воскресный день святой Алексий прилбщался Пречистых Христовых Тайн…Евфимиан каждый день посылал ему со своего стола пищу, но он раздавал её нищим, а сам ел лишь хлеб и пил только воду, да и то в таком количестве, чтобы не умереть от голода и жажды…»

Прп. Макарий Колязинский +1483г. (17 марта  стр.346)  «Он установил правило не держать в обители хмельного питья, не есть и не пить по келиям, а только в общей трапезе».

Прп. Иннокентий Комельский +1521г. (Вторая дополнительная книга «январь – апрель», 19 марта, стр.451)  В своём завещании братии говорил: «И пьянственного пития совсем не следует нам иметь».

Прп. Мария Египетская +522г.  (1 апреля  стр.16)  Прп. Мария прожила в пустыне 47 лет в полном уединении, не видя никого из людей. Последней пищей её перед уходом в пустыню было половина хлеба и вода, другой же пищи она уже не знала всю оставшуюся жизнь.

Прп. Отцы монастыря св. Иоанна Предтечи +6в. (1 апреля  стр.8), куда пришёл на склоне лет подвизаться прп. Зосима по указанию Ангела. «Главная и постоянная пища их была слово Божие, а тело они питали хлебом и водою, насколько каждому позволяла любовь к Богу».

Прп. Евфимий Суздальский +1404г.  (1 апреля  стр.26)  «…он был настолько воздержен в пище, что употреблял её в таком количестве, какое необходимо было для того, чтобы не изнемочь от голода, и не пил ничего другого кроме воды, да и то только тогда, когда чувствовал сильную жажду».

Прп. Иосиф песнописец и творец канонов +883г. (4 апреля  стр.56)  «Земля, покрытая кожею, служила ему постелью, ветхое рубище – одеждою; пощение его было велико, пища – небольшой кусок хлеба и немного воды…»

Свт. Евтихий Константинопольский +582г. (6 апреля  стр.119)  К Евтихию пришёл «с просьбой об исцелении один прокажённый и он получил здоровье с заповедью от святого – никогда не пить вина».

Прп. Даниил Переяславский +1540г. (Вторая дополнительная книга «январь – апрель», 7 апреля, стр.537,548) Даниил «питался хлебом и водой, и то через день и по малу… «Бойтесь пьянства и запоя и не держите в обители хмельного, помня слова апостола Павла: «братия, не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф.5,18). Молю вас, отцы и братия, постарайтесь всеми силами следовать этой заповеди – не пить вина. Изначала не было пьянства в этой обители, пусть и никогда не будет».

Прп. Анфуса +801г. (12 апреля  стр.184)  «Во время своего пребывания во дворце она снаружи носила богатые одежды царской дочери, а под ними власяницу, употребляла скудную пищу и пила одну только воду, при чём в глазах её всегда были слёзы, а в устах – церковные песнопения».

Прп. Александр Ошевеский +1479г. (Вторая дополнительная книга «январь – апрель», 20 апреля, стр.588,598) «И велел игумен келарю почествовать Никифора (отца преподобного Александра – прим. сост.), как следует, напитать его различными брашнами и напоить его вдоволь квасом житным и мёдом (вина и пива в монастыре не водилось, таково было приказание настоятеля)… Лишь хлеб и воду вкушал он и то помалу, изнуряя цвет юности».

Прп. Феодор Сикеот +613г.  (22 апреля  стр.329,330)  «Пожелал Феодор подражать в пустынной жизни святому Иоанну Крестителю и святому Илии пророку… нашёл уединённое место, где увидал большой камень, под которым ископал себе пещеру и затем попросил одного из клириков, добродетельного диакона, приносить ему в известное время немного хлеба и воды…»

Блж. Арсин затворник +7в. (22 апреля  стр.340-341)  «…блаженный Арсин затворник, живший в тесной келье, пребывал в молчании, лишь на третий день принимал пищу: немного хлеба и сырой зелени или варёных овощей и воды в меру…»

Прп. Елисавета чудотворица +6-8в. (24 апреля  стр.399)  «…она проводила многие годы не вкушая хлеба и питаясь только одними плодами и овощами, масла же и вина она никогда не вкушала во всю свою жизнь».

Св. Ап. Марк +63г. (25 апреля стр.411) В житии приводится свидетельство иудейского философа Филона , современника святых Апостолов ,похвалявшего добродетельную жизнь египетских христиан , принявших благовестие от евангелиста Марка. Филон упоминает о том ,что вина отнюдь никто из христиан не пьёт ,и все они не едят мяса.

Вмц. Ирина +1-2вв. (5 мая  стр.195) Апелиан, наставник Ирины, отвечал царю об образе её жизни: «Она живёт также, как я и все, верующие в Бога истинного. Жизнь её проходит в том, что она каждый день постится до вечера, вечером же съедает небольшой кусок хлеба и выпивает одну чашку воды, ложа не имеет и отдыхает недолго на голой земле; день и ночь она проводит в молитвах к Богу и занимается чтением божественных книг».

Свт. Епифаний Кипрский +403г.  (12 мая  стр.392-393)  На трапезе Илариона, наставника Епифания, «было немного хлеба с умеренным количеством соли и воды. Да и это вкушал он или чрез день, или чрез два, или чрез три, а иногда не ел и всю неделю. Епифаний, видя такое постничество, стремился подражать ему, и потом во всю свою жизнь держался постнического устава, принятого от великого постника Илариона…» Свт. Епифаний претворил вино в воду, когда в знойный день нечего было подать странникам для утоления жажды.

Прп. Пахомий +348г.  (15 мая  стр.482)  Авва Паламон рассказывал Пахомию, просившего его сделать монахом, о мере монашеской жизни, в частности о пищи: «Что же касается до того, чтобы есть масло или что-нибудь варёное , пить вино, мы не знаем, что это значит».

Стр.503: «Один брат был болен во дни четыредесятницы. Однако он не соглашался ни есть ничего варёного, ни пить вина. Он не хотел позволить себе послабление, если бы ему предстояло даже умереть от чрезмерного воздержания. Мудрый авва Пахомий советовал ему, если он не хочет совсем оставить этот пост, отложить своё пощение до времени полного восстановления сил, когда будет он иметь возможность провести в строгом посте такое число дней , какое должен бы был поститься теперь».

Стр. 516: Инок Сильван принёс покаяние в рассеянной жизни и обещал Пахомию, «что будет бодрствовать неусыпно над своим сердцем. Сильван… ест только один раз в день и пьёт воду не до полного утоления жажды».

Мч. Василиск +нач.4в.  (22 мая  стр.652)  Василиск говорил своим конвоирам: «Вас питает хлеб земной , а меня небесное слово Божие; вас веселит вино, а меня благодать Святого Духа; вас упитывает мясо, а меня пост;… вы находите веселье в смехе, а я утешаю дух мой молитвой…»

Прп. Симеон Дивногорец +596г.  (24 мая  стр.677-678)  Иоанн Предтеча явился Марфе, матери Симеона, предсказал ей о рождении сына: « Он будет сыном десницы; он не будет вкушать ни мяса, ни вина, ни какой другой снеди, приготовленной с искусством рукою человеческою; пищею для него будет лишь хлеб, мёд, соль и вода. Тебе следует с большим вниманием воспитывать его, как сосуд святой, предназначенный для служения Господу Богу нашему… Было дивным ещё и то, что в какой день Марфа вкушала мясо или испивала вино, в тот день младенец совершенно не вкушал молока от груди матерей и пребывал голодным даже до следующего дня. Поняв причину невкушения младенцем пищи, Марфа начала воздерживаться от вкушения мяса и вина, и так питала имевшего быть великим постником, сама пребывая в постоянном посте и молитве».

Св. Иоанн юродивый, Устюжский чудотворец +1494г. (29 мая  стр.758)  «С юных лет он обнаружил необыкновенное воздержание. По средам и пятницам он ничего не ел, а в прочие дни питался только хлебом и водой…»

Свщмч. Лукиан +кон. 1в. (3 июня стр.66) «Обычной его пищей были небольшой кусок хлеба и зелень, питьём вода».

Прп. Онуфрий Великий +4в. (12 июня стр.241) Онуфрий рассказывал прп. Пафннутию о своей пустынной жизни: «…я не имел ничего из пищи и пития, случайно разве только я находил пустынное зелие, которое и было мне пищей; жажду же мою прохлаждала только роса небесная…Бог…приказал ангелу своему заботиться обо мне и приносить мне ежедневно немного хлеба и воды для укрепления тела моего. Так был питаем я ангелом в продолжении тридцати лет. По истечении тридцати лет…по повелению Божию, потёк близ меня и источник живой воды. И вот уже другие тридцать лет я подвизаюсь с таким богатством, иногда получая хлеб от ангела, иногда вкушая финиковые плоды с кореньями пустынными, которые, по устроению Божию, кажутся мне более сладкими нежели мёд; воду же я пью из сего источника, благодаря Бога; а более всего я питаюсь и напояюсь в сладость словами Божиими…»

Прп. Пётр Афонский +734 (12 июня стр.260, 266, 267) «Исцелевший же вместе со всеми домашними, взяв хлеб, вино и масло, пришёл к кораблю, чтобы поблагодарить преподобного за полученное исцеление…преподобный едва согласился принять их, потом …принесённое отдал корабельщикам, сам ничего не вкусив из него. В дальнейшем плавании пищею преподобному служила онгия хлеба, и то вечером, питием же – малая чаша морской (горькой) воды, которую Господь претворял для него в пресную…преподобный провёл в безмолвии, пощении и молитве 53 года». Желающему подвизаться вместе с ним охотнику преподобный Пётр сказал: «…возвратись в дом свой и испытай себя: можешь ли ты выполнить постнические и отшельнические подвиги? А испытай себя так: воздержись от мяса, вина, сыра и масла, и прежде всего от жены, имущество своё раздай нищим, прилежно молись и постись, испытывая себя сокрушенною душою. Так проведи год и по прошествии его приди ко мне…»

Блж. Иероним +420г. (15 июня  стр.365, 377) В своём труде «Жизнь Павла отшельника» блаженный Иероним упоминает о двух отшельниках, «которых сам видел в пустыне халкидонской: один из них 30 лет питался только ячменным хлебом и пил грязную воду». Самому же Иерониму пищей «служил хлеб со съедобными травами, а питьём вода: да и эту скудную пищу в постные дни блаженный отец вкушал лишь по закате солнца».

Прп. Паисий Великий +5в. (19 июня  стр.423-424) «Воспламеняясь духом всё к более суровому постничеству, он не прикасался к пище в продолжение целой недели, а в субботу и в день воскресный вкушал только хлеб с солью и воду…» Позже «Паисий оставил первоначальный подвиг пощения и избрал новый: теперь он стал поститься в продолжение целых двух недель, и только по прошествии их, вкушал, как было сказано, немного хлеба с солью и воды, сколько это было нужно».

Явление Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы (26 июня  стр.591) Пожар в Тихвинской обители ок. 1618г. Тихвинскому юродивому Никите явился не во сне, а наяву прп. Макарий Желтоводский и сказал: «Поди и передай игумену и братии, чтобы они со тщанием соблюдали воздержание, а наипаче не держали в обители ничего хмельного, так как пьянство бывает причиною всех зол…Скажи им также, чтобы они усердно молились Богу и Пречистой Богородице, дабы отвратить от обители грозное наказание Божие огнём». Игумен и братия не поверили Никите и посмеялись над ним, как над юродивым. Через несколько дней сильнейший пожар уничтожил обитель. Игумен с братией покаялись и «стали соблюдать всё то, что сказал преподобный, и с усердием молились Пречистой, испрашивая у Неё прощения грехам своим».

Прп. Афанасий Афонский +1000г. (5 июля стр.91) Прп. Михаил Малеин, наставник Афанасия, «дал ему следующую заповедь относительно поста: не на третий день вкушать пищу, как он имел обыкновеннее, но на второй, -- есть сухой хлеб и пить немного воды».

Свт. Феодор Едесский +9в. (9 июля стр.213) «Пищу его составлял небольшой кусок хлеба – по закате солнца и немного воды, и то не всякий день».

Прп. Антоний Печерский +1073г. (10 июля стр.269) «И жил здесь преподобный в непрестанной молитве, вкушая сухой хлеб и удовлетворяя жажду умеренным количеством воды, да и то через день, иногда же через два; а иногда он не вкушал ничего всю неделю, пребывая день и ночь в молитвенном бдении и усердно руками своими копая большую пещеру».

Прпп. Симеон юродивый и Иоанн +ок.590г. (21 июля стр.472) «И когда молились они, скоро приходила к ним помощь Божия, отражающая от них вражеские наветы. Иногда искуситель влагал им желание отведать мяса и выпить вина…»

Прп. Евпраксия Тавеннская +413г. (25 июля стр.574, 578) «Был там близ города один девический монастырь Тавеннский со ста тридцатью монахинями, о богоугодных делах которых много хорошего рассказывали в народе: ни одна из них не пила вина, не вкушала масла, винограда и каких-либо плодов. Некоторые из них, которые поступили в монастырь с детства, никогда и не видели последних. Пища их была хлеб с водой, сочиво и зелень , и то без масла…Повсюду разносилась слава облаженной вдове Евпраксии, о её добрых делах и многочисленных милостях… все дивились такой её жизни славили Бога, Который укреплял её. Слышно было о ней, что она ни рыбы не ест, ни вина не пьёт, постится каждый день до вечера, и поздно вечером принимает очень немного постной пищи, кутьи или овощей; всех удивляло такое воздержание её при громадных средствах».

Прп. Моисей Угрин +ок.1043г. (26 июля стр.608) «Блаженный же Моисей, видя неистовство женщины, ещё более прилежал молитве и посту, предпочитая из угождения Богу сухой хлеб и воду, но с чистотою, дорогим яствам и вину, но со скверною».

Прп. Ор черноризец +ок.390г. (7 августа стр.115)  «Когда же сам он жил в дальней пустыне, то питался там лишь зеленью и кореньями, казавшимися ему очень вкусной пищей; воду он пил лишь в том случае, когда находил её».

Прп. Пимен Великий +ок.450г. (27 августа стр.471) Царь Феодосий посетил Пимена и пожелал вкусить с ним пищи: «тотчас старец налил воду в сосуд, насыпал соли и положил куски сухого хлеба; и ели оба вместе; затем старец принёс кувшин с водою и дал пить царю».

Прп. Александр Свирский +1533г. (30 августа стр. 577) Умирая, завещал своим ученикам, чтобы после его смерти никто из них не держал у себя никаких опьяняющих напитков.

2. Свт. Игнатий Брянчанинов т. 6 «Отечник».

Стр. 179 (366) Авва Исаия :«Не люби употреблять вино до опьянения , чтобы тебе не лишиться веселия божественного».

Стр. 281 (1) Авва Ксой . Брат спросил авву Ксоя : «если я выпью три чаши вина , не много ли это ?» Авва Ксой отвечал : «если нет диавола , то не много ; если же он тут , то много . Вино—враг монахов, живущих по Богу».

Стр. 309 (61) Авва Пимен сказал: «Полезно удаляться от причин ко греху. Человек , находящйся близ повода ко греху , подобен стоящему у края глубокой ямы , и враг удобно ввергает его в неё , когда только захочет . Удалённый же от поводов ко греху подобен стоящему вдали от ямы: когда враг повлечёт его к яме , то он имеет время и возможность воспротивиться , воззвать к Богу , и Бог поможет ему». Причины греха или поводы ко греху , по мнению святого Исаака Сирина , суть: жены , вино , имущество ,власть и тому подобное. Это не суть собственно грехи , но они приводят ко грехам.

Стр. 310 (64) Сказали авве Пимену о некотором монахе , что он не пьёт вина . На это авва сказал : монаху отнюдь не должно пить вина .

Стр. 343 (1) Египетский старец: …удерживай язык и чрево , и воздерживайся от вина.

Стр.348 (30) Египетский старец: Юный !Беги от вина , как от змея. Если случиться немного выпить ради любви , то не никак не пей лишнего . Если звавший будет и заклинать тебя и кланяться тебе ,--не обращай внимания на эти заклинания: весьма часто сатана внушает понуждать юных на вино .Знает лукавый , что вино и жены отлучают инока от Бога .

Стр. 448 (84,85) Однажды в Скиту сделано было для братии угощение. Одному из присутствовавших старцев подали чашу вина . Он отказался выпить её, сказав подавшему: унеси от меня эту смерть. Прочие , участвовавшие в трапезе , увидев это ,также не стали пить вина.

В другой раз принесён был в Скит сосудец с вином от начатков с тем , чтоб братии было подано каждому по чаше . Один из братии , входя в трапезу и заметя ,что подают вино, возвратился и побежал крытым ходом . Ход провалился . Прочие братия ,услышав стук , побежали , чтоб увидеть случившееся: они нашли брата лежащим , едва дышащим , и начали укорять его , говоря : по делом тебе ! за твоё тщеславие ! Но авва ,утешая его ,сказал :оставьте сына моего : он сделал доброе дело .Жив Господь !во времена мои не будет возобновлён ход: пусть все знают , что в скиту из-за чаши вина провалился крытый ход.

Свт. Игнатий Брянчанинов т.5 «Приношение современному монашеству»  стр.17-18

«Похвала монаху – воздержание от вина , -- сказал святой великий Симеон чудотворец ; если же по причине телесной немощи монах и будет принуждён употреблять его , то да употребляет мало». (См. 1Т. 5,23) Преподобный Пимен Великий сказал : «Монахам отнюдь не должно пить вина». «Вина да не обоняет юность»,-- сказал преподобный Марк Подвижник.

Свт. Игнатий Брянчанинов т.1 «Аскетические опыты» . стр.135,137

И ныне пища продолжает сильно действовать на душу , что особенно заметно при употреблении вина … По этой причине все ухмеляющие напитки , особливо хлебные , возбраняются подвижнику ,как лишающие ум трезвости ,и тем победы в мысленной брани .

Побеждённый ум , особливо сладострастными помыслами , усладившийся ими , лишается духовной благодати ; приобретённое многими и долговременными трудами теряется в несколько часов , в несколько минут.

Монах отнюдь не должен употреблять вина ,--сказал преподобный Пимен Великий. Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый христианин ,желающий сохранить своё девство и целомудрие . Святые отцы следовали этому правилу , а если и употребляли вино , то весьма редко и с величайшею умеренностью…Самые ревностные подвижники благочестия для пития употребляют одну воду , избегая не только разгорячаю-

щих и ухмеляющих напитков , но и питательных , каковы все хлебные напитки.

3. Св.Иоанн Кронштадтский: «Спутник христианина». М.1993 г. стр.446

Отчего происходит жажда к вину ? Оттого ,что христиане не имеют в сердце спасительной божией благодати ; оттого , что не жаждут своего вечного спасения , а по обольщению врага и собственному невниманию пренебрегают им как чем-то маловажным. Жажда божественной благодати , жажда своего спасения прогнала бы всякую жажду вина  и вообще чувственных удовольствий, как представление жажды вечных сладостей на небесах отнимало у святых охоту к земным сладостям.

«Моя жизнь во Христе».т.2., С-Пб.,1893г.,стр. 311

«Евреи ели мясо жертвенных животных ; это было образом нашей духовной пищи: мы теперь едим не  тела жертвенных животных , а самое пречистое Тело и Кровь Господа по всей земле .Потому , кто часто причащается св. Тайн Тела и Крови Христовых ,-- тому не надо есть мяс животных . К чему мне плоть животного , когда я вкушаю пречистое Тело и пречистую Кровь—эти животворящие Тайны Бога моего ? Мало разве мне от них жизни , мира , радости , крепости душевной и телесной ?» Эти слова о. Иоанна , не погрешив против истины , в полной мере можно отнести и к употреблению вина.

4. Св. Кирилл Иерусалимский. 4-е огласительное слово , 27 о яствах . Цит. по изданию : «С-Пб епархиальные ведомости» №1-2.,1990г.,стр.73

«…мы постимся воздерживаясь от вина и от мяс , не потому , что ненавидим это как мерзость , но ожидаем воздаяния , за презрение чувственного надеясь насладиться духовною и мысленною трапезою , надеясь , что ,посеяв ныне слезами , пожнём радостию в будущем веке . Поэтому не пренебрегай ядущими и вкушающими по немощи тела ; не порицай употребляющих немного и вина «ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Т.5,23), и не осуждай их , как грешных , не отвращайся от мяс , как чего-то чуждого . Апостол знал таковых , когда говорит и о «запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то , что Бог сотворил , дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» (1Т.4,3). Посему , воздерживаясь от сего , воздерживайся не как от мерзости ,--в таком случае не имеешь за сие и воздаяния , но , признавая и это добром , пренебрегай сим ради подлежащих лучших духовных благ…».

5. «Мудрые советы и мысли Святых Отцов». Сборник 1. М., «Паломник»;1994г.,стр. 85.

«Грешат те , которые презирают братию свою , которая употребляет вино или мясо , а о себе высоко нечто мечтают : я—де от рода не пью вина , не кушаю мяса . Хотя ты вина не пьёшь или мяса не ешь , а высоко о себе мечтаешь , тогда ты напоён духом высокоумия , что перед Богом мерзко…»

6. Прп. Феодор Студит. «Добротолюбие». Т.4., стр.,193.

«…Хорошо не пить вино , особенно вам , юнейшие , потому что от него возгораются страсти .Мы и без того имеем в себе волнение свойственных естеству нашему страстей , для чего нам вводить в себя ещё и винных возбудителей? Вкусите и увидете, как благо воздержание от вина . Воздерживающийся от него увидит себя не носимым помыслом , не возгораемым душевно , но всегда трезвенствующим в любви к Богу и ревностным ко всему лучшему и содействующему спасению. Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе . Пиющий воду облекается в одежду умиления…»

7. Свт. Феофан Затворник. «Собрание писем святителя Феофана». М.,1898г. Выпуск 1, письмо 187, стр.220.

Что винопитие прекращено , прекрасно…Это самое лучшее пособие к тому , чтобы тело было всегда бодро , трезвенно и свежо. Великое есть сие дело !

8.   Прп. Исаия Отшельник. «Мудрые советы и мысли Святых Отцов». Сборник 2. М., «Паломник»; 1994г., стр.90

Любящие вино никогда не сподобятся от Бога дарований.

9. Св. Василий Великий . Цит. по «Житие прп. Сергия» архм. Никона.,стр.23

Аще хочеши внити в Рай , воздержи чрево , бежи пьянства.

10.  Еп. Варнава (Беляев). «Православие»., стр.89

«Пить для утоления жажды –воду , здоровую чистую воду , так как все спиртные напитки –вино , пиво , водка ,-- равно , как и все наркотические напитки –кофе , чай , шоколад ,--являютсялишь возбуждающими , раздражающими и одуряющими средствами. Итак , дорогой читатель , когда ты чувствуешь жажду , пей только чистую , прозрачную , ключевую воду , раз ты можешь иметь таковую , это самый естественный напиток из всех существующих в мире».

11.  Митрополит Иоанн (Снычев). «Поминайте наставников ваших. Воспоминания духовных чад». С-Пб., «Царское дело» 1997г., стр.45

«Я дал обещание Заступнице Небесной , что если вернусь домой , то не буду пить вина , вкушать мяса , и стану читать за молитвами два акафиста : Спасителю и Божией Матери…стр.49-50 : …временно я поселился у отца Леонида. Хотелось скорее выполнить данный Божией Матери обет. Я вставал в 6 часов утра , спал на голой земле или на стульях , мяса и вина не употреблял».

12. Выдержки из книги «Митерикон. Собрание наставлений аввы Исайи всечестной инокине Феодоре». М.,1891г. Репринтное издание : Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. М.,1995г.

Блж. Сарра. Стр. 55 (59) «Пришла однажды сестра к блаженной Сарре и принесла с собою из мира снеди и вино. Сотворив метание , она подала ей , что принесла съестного , а равно подавала и вино. Блаженная всё взяла , кроме вина , присовокупив : возьми от меня смерть. Потом , посмотрев на принесшую , сказала : как ты , юная , дерзаешь касаться вина , или даже обонять запах его ?Не знаешь ли , что пострадали от вина Ной и Лот ? Монахиня говорит ей : госпожа моя : если не пью вина , тяготится чрево моё . Говорит ей блаженная : а если не отяготится чрево , если не поболишь им , если не утончится тело твоё и  не станет как древо сухое , то как вселится в душу твою благодать Духа? Побойся Бога : как ты , юная , дерзаешь пить вино ? –Вот уже 59 лет я в келии сей , и благодатию Христовою я никогда не вкушала вина.—Хотя в начале диавол , желая пресечь доброе намерение моё , столько налегал на меня , чтоб склонить на питие вина , что я не могу не рассказать тебе того : ибо трёхгодичную навёл на меня болезнь и другие бесчисленные употреблял козни , чтоб отклонить меня от доброго намерения ; но , не смотря на трудность и болезненность , я победила помысл свой , при содействии мне Господа моего.—Знай , что кто не злопостраждет здесь ради Бога , в день суда как помилует его благий Владыка? –Тогда монахиня , поклонившись ей , сказала : вот , госпожа моя , отныне даю слово Богу пред тобою , что никогда более рп буду пить , вина , хотя бы надлежало мне  умереть ; только поминай меня в молитвах своих.—Блаженная встала и , сотворив молитву , отпустила её».

Прп. Матрона. Стр. 68 (96) Прп. Матрону спросила блаженная Феодора : «если перестану есть вожделенные яства и пить вино , хорошо ли ? И та отвечала : и весьма хорошо. Или не слышишь ты , дочь моя , что отцы славные и великие вкушали только хлеб и пили воду , и чрез то победили страсти , и соделались святыми?—Как же ты , юная , дерзаешь пить вино и пресыщать чрево ? –Поди , чадо , и твори ,как слышала».

Авва Исаия. Стр. 91 (136)  Один монах спросил авву Исаию : как живущие в мире , при нерадении о посте , небрежении о молитве , бегании от бдений и недостатке всякого смирения , при услаждении яствами  , хождении по похотям своим , снедании друг друга , провождении большей части дней в клятве и клятвопреступлениях ,--как они не падают , и не говорят даже :согрешили ; а мы , монахи , при постах , бдениях , долулегании, сухоядении , не пия вина , не вкушая елея , и воздерживаясь от всякого вообще телесного упокоения , с плачем и рыданием говорим : погубили мы души свои , лишились Царствия Небесного , и стали повинны муке ?

Стр. 125 (49)  Не удаляющийся и не бегающий от причин страстей –волею или неволею бывает посмеваем грехом. Причины же страстей суть следующие : вино , женщины для мужчин и мужчины для женщин , богатство , услаждение тела. По естеству они не суть грехи , но естество чрез них легко склоняется к страстям греховным. Потому монах должен блюстись от них всеми силами.

Стр. 171 (127)  Наставляя Феодору о содержании иноческого чина , авва Исаия среди прочего упоминает : «и что больше всего –сохранение целомудрия , воздержание от чревоугодия и винопития. Таковы добродетели монаха , свидетельствующие об искреннности его отречения от мира».

Стр. 187 (171)  В душе безмолствующего и разумно поучающегося в божественных Писаниях почиет Дух Святый. Мало забот у неё ; ибо она всею силою верует Христу , и ради любви к Нему сидит в безмолвии , читает и плачет . А кто проводит время в утехах и питает плоть сластьми и вином , тот подвергает душу свою великой брани. Сколько ни будет  нудить себя таковой , не возможет избежать плотских движений и жжений. Вот плоды , госпожа моя , страшного чревоугодия и плоды безмолвия и терпеливого подвижничества , Господа ради.

Стр. 196 (202)  Кто каждый день с плачем молится в келии своей , у того каждый день –праздник ; а кто каждый день праздничает , пьёт вино и услаждает чрево , того имеет восприять вечный плач во аде. Где работают чреву , вину и смеху , там нет памяти ни о Боге , ни о смерти.

Блж.Феодора.  стр. 100 (щ)  Берегитесь вина , матери мои и сестры , сколько есть у вас сил. Пить вино совершенно несвойственно монахам , и ещё более монахиням. Кто не послушает сего совета , легко впадёт в диавольские сети. Испытайте Писания и несомненно найдёте там то , что я вам говорю.

Стр. 101,102,103 (ь)  Или не знаете , матери мои и сестры , что вино , мирские дела , плотские утешения и влияние среди мирян –всё сие отдаляет монахов от Бога?…Как же вы хотите стяжать добродетели среди искушений мирских , пия вино и обращаясь с мужчинами?…

13. Свт. Григорий Богослов «Для меня приятен  кусок хлеба ; у меня сладкая приправа – соль ; а стол приготовлен без трудов , и питие трезвенное – вода».  (ч.4, стр.281)—цитата по :  Г.Дьяченко «Уроки и примеры христианской любви . Опыт катехизической хрестоматии» М., 1892г., стр.210

14. Выдержки из книги «Лавсаик» Палладия, епископа Еленопольского. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1992г. (репринт)

Стр.5 Старец Дорофей «съедал … унций шесть хлеба в день и связочку овощей, да выпивал немного воды».

Стр.19  Старец Ор «сначала, живя в пустыне, он питался травами и сладкими кореньями, воду пил, когда находил, и всё время проводил в молитвах и пении».

Стр.158  Прп. Серапион Синдонит +5в. Продал себя в рабство комедиантам и «до тех пор он оставался у них, не вкушая ничего, кроме хлеба и воды, непрестанно проповедуя слово Божие, пока не сделал комедиантов христианами не убедил их оставить их театр».

Стр.169  Евагрий диакон «С тех пор , как я пришёл в пустыню, не ел я ни салата, ни зелени, ни каких свежих растений, ни плодов древесных, ни винограда, не омывал тела, не ел ни мяса, ни хлеба, не пил вина…»

Стр.170  Авва Пиор «…на месте своего жития, выкопал он колодец и нашёл воду самою горькую, но не смотря на это осталсятам до самой смерти и употреблял одну эту горькую воду… Многие из монахов, мужи опытнейшие, по смерти сего бессмертного, наперебой усиливались остаться в его келье, но не могли пожить и одного года; ибо там и вода чрезвычайно горька, и место очень страшно и лишено всяких удобств жизни».

Стр.221  Прп. Кандида «…вовсе не употребляла в пищу мяса животных, но ела только рыбу, масло и овощи, да и это лишь по праздникам, во всякое же другое время довольствовалась водою, смешанною с уксусом и сухим хлебом».

15. Выдержки из сборника бесед, проповедей и поучений против пьянства «Пора опомниться!» Выпуск 1. Издание Александро-Невского общества трезвости. С.-Пб., 1900 г.,

Стр.91: «…у пьющих является желание, как у вымышленного поэтом лица, «иметь глотку длиннее журавлиной, с тремя изгибами, дабы иметь удовольствие, как можно более глотать» (Килокс. Поэма: ужин). Свящ. А. Рождественский(?).

Стр.180-181: «Невинно вино. Так ли это в самом деле? Ежели человек, упоённый вином приходит в такое состояние,   что вредит сам себе, как же невинно вино? Ежели человек пьяный делает то, что чего бы никогда не сделал трезвый, то как же невинно вино? Пожалуй, скажут защитники вина: «да ведь вино от Бога, плод Его творческой силы, а всякое, по Апостолу, создание Божие добро». (1Т. 4,4). Да, добро, но в своём отношении. И древо познания добра и зла было создание Божие. И оно следовательно было добро, да как? Чрез невкушение плода его. Так и вино. Не прикасайся к нему и будет добро. Это тоже для нас плод запрещённый . Кто удержится от него, будет благополучен, -- кто предаётся ему, будет несчастен. Вино –это подлинно яд, которым враг отравляет нас; это приманка, которою он уловляет нас в погибель; это дверь, чрез которую он входит в нас и губит нас. Каков пьяный? – это прямо беснуемый. Какие действия вина? Именно сатанинские. Смех, шум, крик, сквернословие, ругательства, драки, безчинства, все пороки и преступления и постыдная смерть. «Да ведь бывает, -- скажут, -- от неумеренного употребления вина». А от умеренности разве далеко до неумеренности? Ведь и всякий пьёт не для того, чтобы напиться до неумеренности к стыду и вреду своему. Иначе зачем же ему жалеть о том, , до чего доводит его неумеренное употребление вина, что оно разжигает в человеке все чувства, возбуждает все страсти и мало-по-малу приводит его в самозабвение. Как же оно невинно? Вероятно, имел же причину Апостол, хотя и в другом отношении, сказать: добро не пити вина (Рим.14,21)». Свящ. А. Рождественский (?).

Стр.217-218  «И не одного только Ирода эта страсть к вину довела до такого преступления. Целые сотни самых                                отвратительных преступлений совершены людьми в состоянии опьянения. Стоит только заглянуть хотя бы в приют детей идиотов и эпилептиков, чтобы убедиться в справедливости слов старца Сисоя: «вино есть смерть». Свящ. А.Рождественский.

16. Выдержки из книги «Древний Патерик, изложенный по главам», М.,1899г., репринт: М., 1991г.

Стр.19(32)  Старец говорил: «…удали от себя страсть говорить, обуздай твой язык и чрево, и воздерживайся от вина».

Стр.49(23)  Авва Исаак часто также говаривал: «кто предаётся винопитию, тот не убежит навета помыслов. Лот,            принуждённый дочерями, упился вином, -- и диавол, чрез опьянение легко вовлёк его в беззаконное дело».

Стр.52(34)  «Некоторые сказали авве Пимену об одном монахе, что он не пьёт вина. Вино есть питие совсем не монашеское, отвечал он».

Стр.54(43)  «Сказывали об авве Петре Пионитском в келлиях, что он не пил вина. Когда он состарился, братия смешали немного вина с водою, и просили его выпить. Он сказал: поверьте мне: это примешение я почитаю приправой. Таким образом он осуждал себя и за смешанное вино».

Стр.56(51)  Блаженная Синклитикия сказала: «не пресыщайся хлебом, и не желай вина».

Стр.57(63)  «Однажды в скиту был праздник, одному старцу поднесли стакан вина; отказавшись от него, он сказал: возьмите от меня эту смерть. Увидев это, и прочие ядущие с ним также не приняли вина».

Стр.57(64)  «В другой раз принесён был туда же сосуд с вином во время начатков с тем, чтобы раздать братьям по стакану. Когда один брат хотел убежать от сего в толос, толос развалился. Собравшиеся на шум, увидали брата поверженным, и начали порицать его, говоря: хорошо случилось с тобою, тщеславный! Но авва защищал его и сказал: оставьте сына моего, он сделал доброе дело, и, жив Господь, не восстановится толос сей в во времена мои. Дабы понял мир, что чрез стакан вина разрушился толос в скиту». (Толос – круглая, сводом сделанная комната или лёгкое здание, в котором обедали или хранили посуду).

Стр.62(78)  «Другой старец жил в дальней пустыне; однажды пришёл к нему брат, который нашёл его в болезни. Он взяв умыл его, сделал из своего приношения немного варива и давал ему поесть. Старец говорил ему: поистине, брат, я забыл , что люди имеют такое утешение.Брат принёс ему потпм стакан вина. Увидев его, старец заплакал и сказал: я не намерен пить вина до самой смерти».

Стр.133-134(7) Пресвитер Евлогий кроме хлеба с водою и солью ничего другого не ел. Старец Иосиф, к которому он пришёл за духовным наставлением втайне пил речную воду, смешанную с морской. Ради прихода пресвитера была подана пресная вода и малая чаша вина.

Стр.157(18)  «Рассказывали об одном старце, что он прожил пятьдесят лет, не евши хлеба, и не пивши вина, и говорил: я умертвил в себе блуд, сребролюбие и тщеславие…Авва Авраам говорит ему: …страсти живут в тебе, -- только они обузданы».

Стр.216(45) После Евхаристии, по окончании службы авва Исаак «как бы гонимый огнём,…спешил уйти в свою келию. Часто же после службы раздавалось братиям по одному сухарю и по чаше вина. И он не брал сего, не потому, чтобы отвергал благословение братьев, но чтобы удержать безмолвие церковной службы».

Стр.321(14) Авва Пафнутий не пил вина.

Стр.417(8) «Вопрос: Если брат будет принуждать меня выпить чашу вина в келье его, хорошо ли уйти? Ответ: Бегай винопития, и спасайся от него, как серна от тенет. Ибо многие пали по причине сего принуждения падением помыслов».

17. «Киевопечерский Патерик». Киев 1893г. Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1991г.

Стр.2 Прп. Антоний Киевопечерский +1073г. «Он стал тут жить, молился Богу, ел сухой хлеб, и то чрез день, и воду пил в меру; копал пещеру свою, и так жил в постоянных трудах, в бдении и молитвах, не давая себе покоя ни днём, ни ночью».

Стр.9 Первые черноризцы Печерские «были крепкие постники, другие подвизались в бдении, иные на земных поклонах; иные постились по дню и по два, иные ели хлеб с водой, иные одну варёную зелень, или одну сырую. И жили все в постоянной любви».

Стр.10 «Иеромонах Дамиан был такой постник, такой воздержный, что кроме хлеба с водой ничего не ел до самой смерти».

Стр.12 Для черноризца, именем Исаакий, пищею «была одна просфора, и то через день; и воду пил он в меру».

Стр.39 Св. Афанасий затворник, ожил после смерти, и прожил ещё 12 лет не выходя из пещеры. «…ел он только хлеб, пил воду, и то мало и через день».

18. Свт. Амвросий Медиоланский +397г. «Об обязанностях священнослужителей». Казань, 1908г. Репринт: Москва – Рига «Благовест», 1995г.

Стр. 92 «…хорошо, полагаю я,.. священнослужителям… уклоняться от пиршеств с мирянами; лучше вам самим быть гостеприимными по отношению к странникам… Ведь за угощением… зарождается стремление к пиршествованию. Незаметно начинаются россказни о наслаждениях века сего… Тут же незаметно и даже против воли подносятся стаканы. Лучше будет, если ты оправдаешься в своём доме однажды, чем в чужом многократно; здесь если ты сам встаёшь из-за стола трезвым, тебя уже никто не осудит за одно пребывание вместе с нетрезвыми гостями».

Стр. 172 «Нами должен быть соблюдаем особый образ жизни, начало которому полагала бы скромность, которая является союзной и родственной кротости ума; она уклоняется от всякой дерзости, чужда всякого рода роскоши, любит трезвенность, поддерживает честное и стремится к приличному».

Стр. 194 Приводя слова Апостола Павла из третьей главы первого послания к Тимофею об обязанностях епископов, св. Амвросий говорит: «Мы видим, что требуется от нас: чтобы служитель Господень воздерживался от вина и имел доброе свидетельство не только со стороны верных, но и внешних».

Стр. 198 «…самому тебе надлежит быть воздержанным и трезвенным, что является признаком умеренности».

Стр. 196 Сравнивая левитское и новозаветное христианское священство, св. Амвросий говорит: «…если во образе такая строгость, то какова же она должна быть в самой истине?»

19. Богослужебные тексты.

Кондак апостолам: «Лозие явистеся Христова винограда, гроздие приносяще мудрии в добродетелех, вино нам спасения источающе: еже приемлюще веселия исполняемся, празднующе всечестную вашу память…»

Тропарь преподобному Никандру Псковскому: «…пощением же и бдением небесный дар восприим, и души недужных, приходящих к тебе с верою, исцеляеши. Темже и со ангелы срадуется, преподобне, дух твой». (24 сентября стр.496)

ВИНО, КАК АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ.

1. Жития Святых.

13 августа стр.529 Патриарх Павел об иконоборческой ереси и будущем патриархе константинопольском Тарасии: «Не дозволяйте более мерзкой ереси, подобно некоей свинье, вышедшей с поля, опустошать и разорять виноград Христов… нечестивым мудрствованием. Вы имеете искусного делателя, который может возделать грозд истинного исповедания, выработав его в божественном точиле единой Церкви. Сей делатель наполнит чашу премудрости и приготовит для народа благочестивого питие православного мудрования».

Август стр.704  Свидетельство одного из современников о распространении монофелитской ереси на Востоке: «вино (истина) смешалось с водою (монофелитской) ересью и опоили ближнего мутной смесью».

2. Ефимий Зигабен «Толковая Псалтырь».   Киев, 1882г.

Часть 2, стр.155, толкование на Псалом 103,15: «и вино веселит сердце человека».

Прп. Исихий (Хоривит ?): «Очевидно говорит о таинственном вине; почему оно и не веселит тела, а сердце, ибо доставляет прощение грехов (т.е. простительных), чем особенно веселится сердце людей».

Свт. Евсевий: «Слово Божие есть как виноградная лоза, так и маслина: Я, говорит, как маслина плодоносная в дому Божием; и учение Его в различных отношениях есть и вино, и масло, и хлеб».

СВЯТЫЕ ОТЦЫ ОБ УПОТРЕБЛЕНИИ ВИНА.

1. «Древний Патерик, изложенный по главам». М.,1899г., репринт: М.1991г.

Стр.51(29) «Сказывали об авве Макарии: когда случалось ему быть с братиею, он полагал себе за правило: если будет вино, выпей для братии; но за один стакан (potiriy) не пей целый день воды. Поэтому, когда братия для успокоения давали ему вина, старец с радостью принимал оное , чтобы мучить себя. Но ученик его, зная дело, говорил братии: ради Господа не давайте ему, иначе он будет мучить себя в келье. Братия, узнав сие, более не предлагали ему».

Стр.55(44,45) «В гору св.Антония сделано было приношение, в котором найден небольшой бочонок с вином. Один из старцев, взяв малый сосуд и стакан, поднёс авве Сисою, и отдал ему. Авва выпил; принял потом и другой стакан, и выпил. Старец предложил ему и третий, -- авва не принял, и сказал: перестань, брат! Или ты не знаешь, что есть сатана?

Брат спросил авву Сисоя: что мне делать? Когда прихожу я в церковь, там часто бывают вечеря любви, и меня удерживают на ней. Старец говорит ему: дело трудное! Говорил ему Авраам, ученик его: если случится быть вечери в субботу или в воскресенье, и брат выпьет три стакана вина (триа потириа – греч.), не много ли будет? Старец отвечал: если бы не было сатаны, -- то не много».

Стр.57(59) Авва Иперхий сказал: «хорошо есть мясо и пить вино, и не снедать в оклеветании плоти брата».

Стр.94(45) «Старец сказал: если будет нужда, принимай даже до трёх стаканов вина, и не нарушай своего правила ради дружбы».

Стр.134(7) Старец Иосиф сказал пресвитеру Евлогию о своём угощении: «та малая чаша вина – есть чаша любви, а это – вода, которую всегда пьют братия».

Стр.185-188(106) Старец, бывший царский сановник, «ради немощи имел у себя немного вина». Его посетил египетский подвижник и за братской трапезой они пили вино. Египтянин соблазнился тем, что старец не строго подвизается. По дару прозрения старец уразумел это и рассказал ему о своём прежнем высоком положении и о роскоши, которой пользовался. Оканчивая, он сказал: «прошу тебя, отче, не соблазняйся моей немощью!» Египтянин, пришедши в себя, сказал: «увы мне! От многих нужд мира пришёл я сюда на покой, и имею теперь то, чего не имел прежде; а ты от такого довольства пришёл к скорби и от великой славы и богатства пришёл в уничижение и бедность!»

Стр.320(10) Авва Пимен со своими учениками пошёл к старцу, ревновавшему к его славе, завидовавшему и худо говорившему о Пимене. Пимен сказал своим ученикам: «как бы нам уврачевать его? Приготовьте немного снедей, возьмите сосуд с вином. И пойдём к нему, и вкусим вместе, может быть сим возможем уврачевать его». Пимен с учениками долго ждал на жаре, пока старец соблаговолит их принять. Наконец, видя их смирение и терпение, он умилился, «отворил им, и, войдя, они вкусили с ним. Когда они ели, сказал старец: поистине говорю: в вас не одно то, что слышал я об вас; но во сто крат более увидал я в деле вашем. И сделался другом их с этого дня».

Стр.321(14) «Сказывали об авве Пафнутии, что он не пил вина. Однажды, совершая путь, он оказался пред сборищем разбойников и нашёл их пьющими. Узнал его начальник разбойников, который знал и то, что он не пьёт вина. Но, видя, что он утомлён от великого труда, наполнил чашу вином и, держа меч в руке, сказал старцу: если не выпьешь, убью тебя. Старец, уразумев, что волю Божию он хочет исполнить, и, желая приобрести его, взял и выпил. Начальник же разбойников раскаялся пред ним, говоря: прости меня, авва, что я оскорбил тебя. И сказал ему старец: верую Богу моему, что за эту чашу Он окажет тебе милость и в сем веке, и в будущем. Говорит ему начальник разбойников: верую Богу, что отныне никому не сделаю никакого зла. И приобрёл старец всё сборище разбойников тем, что ради Бога отказался от своей воли».

Стр.382(17) «Пришёл некто из старцев из скита в Теренуфим и там жил. Принесли ему ради труда подвижнического немного вина. А другие, слышавшие о нём, привели к нему одного бесноватого. Начал же бес поносить старца и говорить: «к винопийце этому привели меня?» Старец по смиренномудрию не хотел было изгонять его, по причине же поношений его сказал: «Верую Христу, что ещё не кончу пить я чашу сию, как ты выйдешь». И как скоро начал старец пить, закричал бес, говоря: «жжёшь меня». И прежде чем кончил он чашу, вышел бес по благодати Божией».

2. «Лавсаик» епископа Палладия. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. 1992г.

Стр.14 В нитрийских монастырях употребляли вино и продавали его. Там подвизалось около пяти тысяч монахов в общежитии и шестисот отшельников.

Стр.53 Столетний старец Марк боролся с собой и с дьяволом и говорил: «Чего ещё ты хочешь старик? И вино ты пил, и масло употреблял, чего же ещё от меня требуешь? Седой обжора, чревоугодник, -- ты себя позоришь!» Потом, обращаясь к дьяволу, говорил: «Отойди же от меня, наконец, дьявол! Ты состарился со мною в нерадении. Под предлогом телесной немощи, заставил ты меня употреблять вино и масло и сделал сластолюбцем. Ужели и теперь ещё я чем-нибудь тебе должен?»…Потом, как бы шутя, говорил самому себе: « Ну же, болтун, седой обжора, жадный старик, долго ли быть мне с тобою?»

Стр.97 Палладий, автор «Лавсаика», говорил авве Иоанну Ликопольскому о своём послушании по трапезной: «я надзираю за яствами, столами и глиняными  чашами; если вино кисло, ставлю его в сторону; а если хорошо – пью…Вот моё епископство.»

Стр.229 Один брат, находившийся в дальней пустыне, не имел никакой пищи и трижды получал её от ангелов. В первый раз «нашёл он три тёплых хлеба в милоти, в другой раз ячменные хлебы, а в третий раз вино и хлебы».

3. «Жития Святых» свт. Димитрия Ростовского. М., 1913г. Репринт: Введенская Оптина Пустынь 1992г.

Св. Иулиания Лазаревская +1604г. (Вторая дополнительная книга «январь – апрель», 2 января, стр.12)  «Она позволяла себе выпить одну чашу вина только по субботам, когда кормила духовенство, вдов, сирот и нищих».

Св. папа Мартин исповедник +655г. 14 апреля (том за август стр.709) Находясь в ссылке в Херсонесе, папа терпел ужасную нужду. Он писал своим друзьям в Константинополь не только о своих бедствиях, но и о безучастии своих родственников и друзей. Между прочим он упоминает и следующее: «Хотя церковь Римская и не имеет денег, но она богата, по благости Божией, хлебом, вином и всем нужным для жизни».

Прп. Дула страстотерпец (15 июня стр.336) Среди клеветавших на Дулу был и такой, который говорил: «Я видел его тайно пьющим дорогое вино».

Прпп. Симеон юродивый и Иоанн +ок.590г. (21июля стр.492) Иоанн пригласил паломника «в свою келлию – и вот нашлась в его келлии предложенная невидимой рукой, посланная от Бога, трапеза, необычная для пустыни: были тут и хлебы чистые, горячие, рыбы хорошие, вино, и сосуды. И, севши, ели и, насытившись, благодарили Бога». Тот паломник вскоре посетил и Симеона.  «Старец же, взяв его в своё убогое жилище, предложил ему такую же , посланную Богом, трапезу, какую преподобный Иоанн предложил ему в пустыне, при этом Симеон рассказал ему всё, о чём они беседовали с Иоанном в той пустыне, что пили и ели».

Прп. Пимен Великий +ок.450г. (27 августа стр.479-480) Один египетский старец стал завидовать авве Пимену, когда многие его почитатели оставили его и стали ходить к авве Пимену. Услышав об этом, авва Пимен опечалился. Он решил идти к старцу с учениками и умилостивить его. Взяв немного пищи и вина, они отправились. Старец не захотел принять их.  Пимен и ученики долго стояли на солнечном зное, пока старец, видя их смирение и терпение, не принял их, умилившись, с лобзанием. Они беседовали с любовью и вкусили принесённого. «Потом старец тот сказал: «Поистине не только справедливо то, что я слышал о вас, но я вижу в вас добрые дела во стократ большие».

Св. Филофей пресвитер, чудотворец +ок.10в. (15 сентября стр.306) «За свою святую жизнь он удостоился дара чудотворения и совершил именем Христовым много чудес: так он претворил воду в вино, одним словом сдвинул с места скалу и соделал многие другие чудеса».

Мч. Фока вертоградарь +ок.320г. (22 сентября стр.435) Садовник Фока пригласил к себе воинов, посланных умертвить его, оставил их в своём доме, предложив им трапезу и вино. А сам выкопал в своём саду гроб для себя и распорядился о раздаче своего имущества нищим после своей смерти.

Прп. Кириак +556г. (29 сентября стр.635) «…постился же он так строго, что только через два дня вкушал хлеб и воду. Когда же, по обычаю, соблюдавшемуся в праздники, ему случалось вкусить немного вина, то он сначала разбавлял его водою, а равно и в елей вливал сок укропа».

Прп. Филофей пресвитер, чудотворец +ок.10в. (15 сентября стр.306) «За свою святую жизнь он удостоился дара чудотворений и совершил именем Христовым много чудес: так он претворил воду в вино, одним словом сдвинул с места скалу и соделал многие другие чудеса».

4. Ефимий Зигабен «Толковая Псалтырь».   Киев, 1882г.

Часть 2, стр.155, толкование на Псалом 103,15: «и вино веселит сердце человека».

Свт. Кирилл (Иерусалимский ?): «Естественное и трезвое и необходимое для жаждущих питие есть вода. А вино полезно. И весьма хорошо смешивать вино с большим количеством воды. Ибо будучи горячительно и заключая в себе приятные соки, когда растворяется в надлежащем количестве, своею теплотою разводит гнусные излишества, острые и худые соки растворяет своими благовонными. Посему хорошо сказано: в радость для души и веселие сердца вино создано вначале, когда испивается во время в довольном количестве, а в горечь для души вино, испиваемое много во время раздражения и несчастья (Сир.31,33)».

Свт. Иоанн Златоуст +438г. : «Не сказал: питает тело, хотя и это оно производит, но показывая сугубое действие его, говорит: веселит сердце».

Прп. Исидор: «Вино бывает врачевством и некоторым утешением, когда употребляется умеренно, и соразмерно нужде телесной, и будучи принято без нужды, получает название блудного, обидливого и необузданного. Ибо необузданно вино и обидливо пьянство (Притчи 20,1). Посему, когда ты выйдешь из границ и выпьешь не в меру, оно делается для тебя ядом».

 

 
Баннер
Баннер
Баннер